Сибирские огни № 11 - 1969
тически осмысленного Образа русского бо гатыря. Поэма начата была в дни Великой Оте чественной войны, в 1944 году, и закончена в 1947 году. Образ Бегичева стал в поэзии К. Лисовского своеобразным памятником русскому героическому характеру, памятни- , ком воину-победителю, выстоявшему в дни величайших испытаний, совершившему вы сокий интернациональный подвиг во имя человечества. Не случайно центральным событием поэ мы стала экспедиция Бегичева для спасе ния двух пропавших без вести норвежских исследователей. Симптоматично, что в сво ем походе Бегичев не один — «вся тундра руку дружбы протянула, всем, что имела,— помогла ему». Мчатся олени. Аргиш за аргишем. Летя щие лебеди с удивлением, видят под собой нежданно выросший л е с—лес оленьих ро гов. Но было поздно — погибли норвежские исследователи, не дойдя нескольких кило метров до становья. Скорбно-величествен ная сцена венчает поэму. У трупа найден ного исследователя застыл Бегичев. Так, шапку сняв, угрюмо, на коленях, Не проронив ни слова, он стоит, А волны пепельные бьются в пене О пепельный безжизненный гранит. В полном соответствии с общим мону ментально-возвышенным художественным решением поэмы строится Лисовским и прямая речь героев. Бытовой, обыденный говорок здесь был бы неуместен. Конечно, в жизни Бегичев говорил иначе, проще, ме нее складно. Но требование стилевого един ства продиктовало свое. Бегичев говорит: Я вижу: над пустынными краями, Над этим царством холода и льда, Встают, всю тундру озарив огнями, Егор, ты понимаешь,— го-ро-да! — Ц этому веришь, несмотря на «книжность» оборотов. Веришь, потому что именно так гордо умел мечтать и чувствовать Бегичев, человек-легенда, вся жизнь которого — деяние./Образ значительной обобщающей силы создал в своей поэме Казимир Ли совский. Над «Сумасшедшим поездом» поэт рабо тал долго и упорно, собрав огромный исто рический материал о колчаковщине. Поэма была закончена в 1966 году и сразу же вы звала ожесточенные споры. «Так писать о кровавом Колчаке нельзя»,— говорили од ни. «Только так следует раскрывать облик врага —показывать его многосторонне, как сильную, незаурядную личность»,— говори ли другие. Спорят люди сомневаются. Нет сомне ний у И. Денисовой. Она точно знает, как написать историческую поэму о Колчаке. «Писать о Колчаке — значит писать о граж данской войне в Сибири, о грандиозном размахе партизанского движения, о Тасеев- ской республике, о едином народном фрон те, поднявшемся против интервентов». Де тализируя свое поучение, критик указывает, что, в отличие от поэмы о Бегичеве, в «Су масшедшем поезде»... «уж никак нельзя избежать раскрытия судьбы хотя бы не скольких главных героев и партизанских вожаков». Вот так —- не одного, не двух, а непременно нескольких. Легко себе представить недовольство, которое вызвал у И. Денисовой ' К. Лисов ский — ведь он написал совсем не то и не так! В доказательство несостоятельности замысла поэта, критик привлекает даже арифметику: «лишь полторы странички представляют в поэме народную борьбу, партизанское движение»! Представим себе на минуту, как. легко бы расправился критик, пользуясь подобной аргументацией, с «Борисом Годуновым» Пушкина. Народно-героическая трагедия, а в центре внимания образ узурпатора с его мятежной совестью! А где же раскрытие, судеб, ну хотя бы нескольких, героев из народа?! Вновь приходится повторять истину — судите автора по законам, ко торые он сам для себя считает обяза тельными. К. Лисовский подошел к раскрытию кро вавой трагедии колчаковщины путем необы чайной сложности. Он стремился доказать неизбежность гибели любого антинародного дела, через показ внутренней несостоятель ности контрреволюции. Отсюда — особо пристальное внимание к фигуре Колчака, бывшего полярного исследователя, мнивше го себя честным патриотом Родины. Колчак предал Россию иностранцам, по зволил им убивать русских людей, жечь, топтать и грабить Родину. Неслыханной жестокостью отличались и колчаковские ка ратели. Нет человеческих слов, чтобы вы разить всю меру презрения и ненависти к ожесточенному врагу большевизма. И Рос сия навеки прокляла Колчака. Но в чем же кара? Картинный расстрел у дымящей ся полыньи с последней недокуренной труб кой в зубах — разве это исчерпывает всю меру вины предательства? К. Лисовский поступил проще и точ нее— смирив на время свой гнев и презре ние, он попытался подойти к образу Кол чака, как к любому иному литературному образу. Вот здесь-то и раскрылась вся опустошенность, вся глубина падения че ловека, вставшего на пути исторического развития. В поэме с большой силой и убе дительностью прослежен путь Колчака от времен арктических экспедиций до послед него сумасшедшего бега «в пустоту, в не бытие, в ничто». В последнем варианте поэмы в роли Со вести Колчака выступает Иннокентий Дрозд, большевик, бывший матрос поляр ного судна, плававший вместе с Колчаком. «Кость от кости родного народа», Дрозд недоумевает, как случилось, что его капи тан, талантливый исследователь Арктики, умный и смелый человек, стал душителем народа?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2