Сибирские огни № 11 - 1969
«прокладывать», •■воздвигать». Именно сти хотворения этого рода вызывали, да и до сн х1пор вызывают упреки в декларатив ности, засилии общих мест над поэтическими усталями. Что ж? Есть правда в этом. Казимир Лисовский — поэт социальной темы, он всю жизнь придерживается героико-романтиче ского направления. Это один из самых слож ных путей в поэзии, здесь возможны и сры вы. Случается, что пафос и декламацион- «ость подменяют истинное чувство (правда, *е в данном случае, речь не о цитирован и и стихотворении). Но К. Лисовский, бо- яее чем многие поэты вправе говорить о своей строке, порой «грубоватой и углова той», не блещущей «консонансом хлестким «ли рифмою корневой», как о строке — тру женице, что «в телогрейке жесткой» от правляется в палатки, коротает ночь у «остров. И речь здесь не только о способе до вивать поэтический материал. Знакомство е репертуаром сельских клубов, заводских •агитбригад убеждает — насколько же часто х охотно исполняется Лисовский с эстрады, «а полевом стане, в цеховом красном угол ке. Большинство его стихов не становится любимой «книжкой на ночь», с которой так хорошо, лежа в постели, поразмышлять. Но К. Лисовский удивительно созвучен лю дям, собравшимся вместе, когда имя им — коллектив Поэзия Лисовского — утверждение. Он весь в порыве, он зовет, он призывает. Его вризыв исполнен огня. Трудный путь. Идет дорога в горы. С каждым метром тяжелей подъем. Ты кричишь над самой кромкой бораз — Подожди... Давай передохнем! Нет, вперед!.. Пусть раненною птицей Бьется сердце... Ведь в таком пути Стоит только раз остановиться, А потом — невмоготу идти. Немало выслушал К. Лисовский упреков в пристрастии к местной, сибирской теме. «Это искусственное сужение темы невольно накладывает на многие стихи Казимира Лисовского известный отпечаток провинци- «лыюсти»,— утверждал критик Ан. Тара- сеиков.1 Да, Лисовский живет в Сибири, знает * любит этот край. В его стихах — отвага Первых землепроходцев, размах первых строек Сибири, немолчный шум могучих си бирских рек, ледяные просторы тундры, «рбузный запах зимы, величие Байкала и скромная прелесть сибирской саранки, па латки первых поселенцев и раскаты запо- *ярных гудков. На зимовках, в цехах, на стройках вел свой поэтический поиск Кази мир Лисовский. «Мне посчастливилось,— пйшет он,— узнать, исколесить Сибирь так. как, пожа луй, мало кому удавалось из поэтов. Могу без ложной скромности сказать, что иногда приходилось бывать в таких местах, где до меня не бывал ни один газетчик, ни один литератор! Знаю Енисей и Ангару от исто ков до устья. На плоту проплыл почти всю Нижнюю Тунгуску, на илимке — Подкамен ную Тунгуску, на катере — всю Пясину, ди кую, до сих пор еще не обжитую реку. Был на побережье Ледовитого океана и его островах, плавал в Карском и Баренцовом морях. На оленях неоднократно пересекал Туруханский Север, Таймырский и Эвен кийский национальные округа, добираясь до самых отдаленных пастбищ и фак торий..- На моих глазах менялось, хороше ло лицо родной Сибири — новой, социали стической», К. Лисовский не может не писать о родном крае. И если воспевать новую, со циалистическую Сибирь — «провинциализм», то пусть он живет и процветает! В свое время критики немало копий сломали, что бы доказать, что поэзия Маяковского слишком сиюминутна, слишком прикреплена к конкретному факту или событию. «Ваши стихи умрут»,— предсказывали поэту Но умерли не стихи, а предсказания Направ ление высокой гражданственности, партий ности, действенного патриотизма, поднятое, как знамя, Маяковским, и сегодня живет й приносит свои прекрасные плоды. Свиде тельство тому— поэзия Лисовского.- «Веч ное» и «общечеловеческое» вырастает у не го на основе социально-определенного и конкретно-исторического отнюдь не в мень шей степени, чем на основе модного требо вания «самовыражен- Лисовский по преимуществу поэт-лирик. Но есть у него ряд произведений эпического характера. Это, в первую очередь, повесть в стихах «Русский человек Бегичев» и поэ ма «Сумасшедший поезд». Правда. И. Денисова1 на первый план среди исторических поэм Лисовского выдви гает два сравнительно небольших произве дения — «Встречу в тайге» и отрывок из поэмы «Бежал бродяга с Сахалина». Но делает она это снисходительно и лишь по тому, что, как показалось критику, произве дения эти «наиболее скромны по замыслу» и оттого -«по плечу поэту». Несправедливо резкой и недружелюбной критике подвергла И. Денисова две другие поэмы. Приблизи тельной, наполненной сухой информацией, страдающей непомерными длиннотами на звана повесть в стихах о Бегичеве, вычур ной, претенциозной мелодекламацией — по эма «Сумасшедший поезд». И та и другая оценки вызывают возражения. Словно высеченный из гранита, встает перед нами образ отважного следопыта, по лярного первопроходца Никйфора Бегиче ва, человека стальной воли и неколебимого мужества. Широта натуры, мечтательность и способность на самопожертвование ради Родины, ради людей—таковы черты роман- • Пнсатели*си£шряи|4* игр- 87. * «Литературная Россия»* I августа 1969. стр, •*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2