Сибирские огни № 11 - 1969
лумесяцем раскинулось легендарное, песен ное, сказочно красивое озеро Байкал. А ес ли в хороший ясный день подняться на од ну из возвышенностей, окружающих город, то на юго-западе, у горизонта, можно уви деть сверкающие снега вершин Восточного Саяна. Четвертую гравюру серии «Моя жизнь» так и хочется назвать «Возвращение к солн цу». — Я распустил к чертям все пузыри и всякие поддувы, устроенные врачами, ку пил ружье, хороший рюкзак да крепкие са поги и принялся бродяжничать* по Сиби ри — с охотниками, с геологами, с оленево дами,— рассказывает Георгий.— Спал в сне гу в горах, проходил в день по полсотне ки лометров через чащи и горные перевалы, купался в ледяном Байкале и в горных ре ках. Решил, что уж если не распрощаюсь с хворью, так хоть насмотрюсь перед смертью досыта. И вот поди ты! И насмотрелся, и не помер! ...Далеко в горах Саяна, в самой их глу ши, живет маленький народ — всего 400 че ловек— тофы. Вымиравшие перед револю цией в России, они в наши дни возвращены к жизни огромными усилиями врачей, учи телей, администрации района, в котором живут. Это племя охотников и оленеводов. Почти никто из них никогда не видел нигде, кроме как в кино, телеги и автомобиля — транспорта, беспомощного в диких горах. Даже колесо они знают только как некую круглую штуку, принадлежащую самолету, который привычен для них так же, как вер ховой олень. Георгий Леви жил среди то- фов, охотился с ними, бродил с ними по го рам. Это дало несколько толстых записных книжек с набросками рисунков. ...В среднем течении Ангары построили самую мощную в мире гидроэлектростан цию— Брагскую. Ее плотина создала на Ангаре гигантское искусственное море, глу бина которого превышает сто метров. На полняясь .водой, море затопило сотни гекта ров прибрежных низин, скалы, пещеры и места, где когда-то жил древний человек. Чтобы следы первобытного человека не по терялись навсегда в волнах моря, Акаде мия наук СССР снарядила «на дно моря» археологическую экспедицию, художником которой был I еоргий Леви. Его рукой ско пированы и сохранены для науки многочис ленные наскальные писаницы — рисунки древнего человека. Георгий Леви жил на южном побережье Байкала в заповедных лесах, спал у кост ров якутских охотников в суровой северной тайге, путешествовал по тундре у берегов Северного Ледовитого океана. Во всех этих поездках копились впечатления, наблюде ния, мысли для будущих графических лис тов, для работы над второй из тех двух тем, которые сам художник считает главными темами своего творчества. Но здесь мы уже исчерпали то, о чем рассказывают четыре листа серии «Моя жизнь», сделанные Георгием Леви по моей просьбе, и подошли к тому, что должно бы быть темой пятой гравюры, но чего не вы разить в одном листе. К р е д о Мы сидим с Георгием в его маленьком недостроенном домике в одном из распад ков, сбегающих к берегу Байкала. Два го да назад на гонорар от серии гравюр «Под- леморье» Жора купил в какой-то деревень ке небольшую бревенчатую баньку, перевез ее сюда и вот уже два лета понемножку, своими руками превращает ее в миниатюр ную дачку. С северной стороны, близко близко, громоздится покрытая лесом, неве роятной крутизны вершина сопки — точь-в- точь такая, какие часто фигурируют на гра вюрах художника. По другую сторону, словно в глубоком вырезе платья, сверкает расплавленным ме таллом залитый солнцем осколок Байкала. Склоны гор в контражурном свете солн ца — густо-черные, вода озера — ослепи тельно белая. Готовый гравюрный пейзаж! Георгий говорит медленно, задумчиво, с прищуром глядя на сверкающее озеро: — Когда пришел с войны, мне было на все наплевать... Было так мерзко на душе... Хотелось все забыть, всю эту грязь, кровь, эту мерзость, эти стоны искалеченных. Хо телось убежать от всего этого. И я принял ся за миниатюры. Я иллюстрировал детские- сказки. — Но войны не забыть... Это навсегда осталось где-то внутри, как наносы на дне озера. Я понял, что мне не уйти от военной темы. Я должен показать людям войну во всей ее мерзости, с грязью, кровью, вшами, жестокую, противную самой человеческой природе. Это — моя тема номер один. Я еще очень далек от ее воплощения. Но кое-что мне уже удалось. К примеру, вот это,—он показал чубуком трубки на длинный лист, приколотый к стене.— Это — лошади, бро шенные на дорогах войны и бредущие вслед за уходящими войсками. Я видел это, и ме ня потрясло: до чего же война измяла жизнь даже бессловесных тварей. Ты зна ешь, заслышав рокот самолета, они сходи ли с дороги и ложились в кювет или прята лись в лес — боялись бомбежки. А когда самолет улетал — возвращались на дорогу и брели дальше. — Я стал думать над серией «Война». Но для этого я должен был уйти от миниа тюры, от сусальности, от волосяного штри ха. Разве годилось все это для военной те мы! И я стал искать мощных впечатлений, чтобы огрубить руку, огрубить рисунок. Поэтому я и принялся бродяжничать по тай ге, по горам, искать встреч с угрюмыми жи телями тайги, с медведеобразными стари- ками-охотниками, с геологами, с рыбаками. И в этих скитаниях я нашел свою вторую тему — Сибирь, ее природа, ее мощные, прочно, крепкими ногами стоящие на земле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2