Сибирские огни № 10 - 1969

нальный накал поэтической строки, все вре­ мя чувствуешь глубинный живой нерв стиха. Тяготение автора к повествовательной манере, к эпическому рассказу в стихах объясняет и то обстоятельство, что некото­ рые его стихотворения превращаются в сво­ его рода небольшие поэмы с четко очерчен­ ным сюжетом и определенными героями («Зима в Сеуле», «Горькая повесть» и др.). Немало мы найдем в творчестве поэта и чисто лирических стихотворений, где тонко н правдиво переданы живые, трепетные ин­ тимные чувства человека. Разве я тебя любил сначала? Разве я с тобою был знаком? Мы толклись, как лодки у причала, схваченные вдруг одним замком. Что жалеть им, что им вспомнить за день, кроме жалоб в скрепах и болтах, кроме небольших толчков и ссадин, кром* шрамов мелких на бортах? Их союз бесплоден был и скучен, были дни и ночи не милы: только нудный-нудный звон уключин, только привкус моря и смолы. Нельзя сказать, что поэт — «всесильный бог деталей». Но посмотрите, какие зримые, тачные, драматические детали находит он, скажем, в стихотворении «Этот город», по­ смотрите, как органично они вплетаются в образную ткань стиха и заставляют читате­ ля как бы воочию увидеть и сопережить вместе с лирическим героем всю трагедию разрушенного войной города и людей, ког­ да-то его населявших: Между взорванных лестничных клетей. где бесшумно порхает снежок, словно люльку, качает ветер на тесемках цветочный горшок. Дальше поэт сравнит «чадный», бродя­ щий по переулкам ветер с «бездомным ски­ тальцем», «шпили кирх»— с «черными», торчащими «пальцами обмороженных рук», а в конце скажет: ...Если окна назвать глазами, этот город от страха ослеп. Так, без лишних слов, не декларируя, поэт подводит читателя к главной мысли своего стихотворения, которая оказывается а значительной, и актуальной... Юрий Гордиенко — поэт поколения, ду­ ховно и нравственно возмужавшего в тяж­ кую годину Великой Отечественной войны и давшего нашей литературе немало ярких художественных дарований. Однако при всем обилии имен не затеряется в этой «по­ этической рубрике» и имя Юрия Гордиенко. Неоспоримое доказательство тому — книга избранных его стихов. Т , М а к с и м о в „ПЕРВЫЕ ЗОРИ" 4 П ер вы е зори»1— так называется пер- * *вая детская книжка молодого проза­ ика Льва Трутнева. Книжка маленькая — четыре коротких рассказа, и тираж ее, мож­ но сказать, пробный— 15 тысяч экземпля­ ров. Такая осторожность в тираже в дан­ ном случае, мне кажется, не совсем оправ­ данной. В рассказах Л. Трутнева есть то главное, что выводит их за рамки просто рассказов о природе. ...Идет война. В глухой таежной дере­ веньке подрастают мальчишки Ленька, СаИька и Федька. Предоставленные 'самим себе, полуголодные мальчишки увлекают­ ся охотой, но делают они это (несмотря на голод) больше все-таки по велению страсти, чем желудка. В рассказе «Весна» есть та­ кая сценка: «Санька шумно влетает в избу, забыв притворить дверь. — Ты чего?— недовольно бурчит дед. — А я кого-то принес! — блестит глаза­ ми Санька и вытряхивает из мешка что-то тяжелое и белое. — Лебедь?! — восклицает дед и поспеш­ но встает. ■—- Да! — радостно лепечет Санька. Ог­ ромная белоснежная птица бесформенной грудой пуха и перьев лежит на полу. Дед, не говоря ни слова, опоясывает Саньку рем­ нем еще и еше...» Да, была война. Да, было трудно и го­ лодно. Но люди не должны терять чело­ вечности, не должны оставаться равнодуш­ ными к красоте,— эту мысль несет неболь­ шой рассказ Л. Трутнева. Тема высокой нравственности, воспита­ ния воли, товарищества, любви к родной природе звучит почти во всех рассказах книжки. Естественно и проникновенно, с по­ ниманием ребячьей души сделаны описания ночной зимней деревни, сенокоса, весеннего половодья. «Весь день смотрится в воду солнце, а ночью в ней плавает звездное не­ бо. Бросишь камешек — и заиграют, запля­ шут звездочки. А луна качается. А тишь, а тепло, а радость!» В этих строчках есть что-то очень чуткое, родное, пришедшее из детства. Не лишена книжка и недостатков. Вя­ лость и натяжка чувствуется в диалогах, и уж совсем не веришь в то, что десятилетний мальчик в силах унести на себе взрослого охотника (угодившего в капкан волчатника Иннокентия). Плохо удаются Л. Трутневу кульминационные моменты. Пытаясь соз­ 1 Л. Т р у т н е в . Первые зори. Средне-Ураль­ ское кн. изд.. 1368,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2