Сибирские огни № 10 - 1969

ны кровавой сечи, воинской доблести пред­ ков. Поэт размышляет: в чьем стане были легендарные богатыо.:? Может быть, Батыр погиб в схватке с Атиллой или Чингиз-ха- ном, защищая свободу народа?.. Психологизм, интеллектуальность, дра­ матизм переживаний, своеобразный стиль стихов выделяют Ю Кюнзегеша как поэта с «лица необщим выраженьем». Иногда, правда, в стихах вдруг сквозит мелкая нравоучительность, появляются необяза­ тельные рассуждения, декларативные стро­ ки. Не все, видимо, еще успел поэт раз­ глядеть во времени и в людях. Но главное, что он увидел и воспел, вошло в обиход народа и стало необходимой для сегодняш­ ней Тувы песней. В. К о р ж е в ИЗБРАННОЕ ПОЭТА Б иография Юрия Гордиенко1 внешне мало чем отличается от биографий его поэтических сверстников. Двадцатилетним юношей ушел он на войну и прошел все ее «дантовы круги». После Великой Отечест­ венной воевал на Востоке, с империалисти­ ческой Японией, побывал в Монголии, Ки­ тае, Корее. Человек беспокойный, ищущий, Юрий Гордиенко не стал домоседом и в мирное время. Переселившись из Новоси­ бирска в Москву, он отнюдь не порвал кровные связи с родной Сибирью, но по­ стоянно, вновь и вновь возвращался сюда, черпая здесь нередко и поэтическое вдохно­ вение, и звуки, краски и образы своих сти­ хов. Впрочем, не одна только Сибирь, но и Средняя Азия, Дальний Восток, Камчатка, Заполярье-стали вехами его нынешних твор­ ческих маршрутов. Эти путешествия — не просто очередные выезды поэта «на нату­ ру»,— они продиктованы стремлением про­ никнуть в толщу народной жизни, желанием постичь и поэтически осмыслить духовный мир человека наших дней. «География» стихов Юрия Гордиенко до­ вольно обширна. Одна из его книг так и на­ зывалась— «Стихи о Востоке» (1951 г.), но мы, пожалуй, напрасно стали бы искать в ней именно своеобразную и жгучую во­ сточную экзотику или романтику дальних странствий, хотя приметы мало знакомого нам быта, другого образа жизни, иной куль­ туры в стихах переданы довольно зримо и рельефно. Внутренний мир человека-труже- никЭ, его психология, те многозначительные перемены в его жизни, которые стали воз­ 1 Юрий Г о р д и е н к о . Уходящему далеко. Книга стихов, М., «Сов. писатель», 1968. можны после того, как пришли, допустим, в Корею или Манчжурию советские воины- освободители,— вот что волнует поэта, и убеждающим художественным разрешением этих-то проблем и тем примечательны мно­ гие стихи, вошедшие в книгу избранного «Уходяшему далеко». Произведения Юрия Гордиенко не пора­ зят воображение читателя буйной и причу­ дливой игрой фантазии, ибо поэт, ка.к пра­ вило, берет жизнь в ее реальном разрезе, всегда отталкивается в своих стихах от действительного жизненного опыта, от фак­ та, который сам он когда-то наблюдал и ко­ торый по каким-то причинам запал в его душу. Ю. Гордиенко умеет не только под­ метить что-то очень важное, существенное в жизни, но и — главное — умеет сказать об этом важном, существенном просто н непринужденно, точно взвешенными и ем­ кими словами, без усложненной метафорич­ ности поэтических образов. Стихотворное слово у поэта работает в полную нагрузку на основную идею, главную мысль произве­ дения; слово это единственно и незамени­ мо, и — как говорится — его «из песни не выкинешь». Вот, к примеру, несколько строф из сти­ хотворения с неожиданным названием — «Коровы переходят океан»; Тому есть очевидцы, если надо: на Командорах вечером, в туман, я видел, как, с лугов вернувшись, стадо переходило Тихий океан. Прилив на метр в лагуне поднял воду, где был, должно быть, в час отлива брод. ■ Но это стадо Было той породы, что не боялось океанских вод. Подняв рога, при всплесках рыбы красной, коровы шли, грузны от молока. В селе хозяйки ждали их у прясла, светил им сторож с башни маяка. • ■ ............................................................ * Да будут люди живы и здоровы! Пу:ть вместо армий враждовавших стран, для всех священны —* это им не ново,— отяжелев от молока парного, коровы переходят океан! • Столь же поэтически интересен, точен, взыскателен к себе Ю. Гордиенко и во мно­ гих других стихах книги — таких, как «По­ бег», «Королева Луиза», «Дом», «Афроди­ та», «Зимняя сказка». Манеру своего поэтического письма сам Ю. Гордиенко называет спокойно-повество­ вательной. Но «спокойно» — пожалуй, не то слово. Потому что постоянно ощущаешь внутреннее горение, подспудный эмоцио

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2