Сибирские огни № 10 - 1969
нринципиальное мнение. Спорт— не такая уж тривиалсная вещь. Если бы у нас на более высоком уровне, не в погоне за ре кордами, как это бытует нередко, было организовано физическое воспитание,— ро дилось бы много ученых. Успех человека в науке— здоровье (спо'обности, талант — разумеющиеся), и отрицать эту истину никому не придет з голову». Не будем ее отрицать Но было бы ко щунственно осуждать и тех, чья научная деятельность, не прерываемая ни на день, равнозначна подвижничеству... Только что значит «воровать время у самого себя»? Не ограничит ли это творческие возможно сти человека в будущем и физиче ски, и духовно? Можно ли цели ком погрузиться в область одной на уки, как бы она ни была взаимосвя зана с другими, не оискуя упустить при этом все остальные богатства, накаплива емые человечеством? Не приведет ли про фессиональный максимализм к профессио нальной обособленности, не обеднит ли он эмоциональный мир ученого? Не станет ли, наконец, такой «специалист подобен флю су», как говаривал Козьма Прутков? Очерки, разумеется, различны по уров ню своего исполнения и мастерства. Наи более ценными и художественно вырази тельными представляются те из них, в ко торых реже склоняется авторское «я», и полемическое самовыражение автора не раздваивает, читательского внимания меж ду личностью героя и публицистическими авторскими отступлениями. ■Перелистывая страницы отличного очер ка Г. Падерина «Окончательный ответ», мы вместе с героем переживаем его судь бу, разделяем его семейные тревоги, вол нуемся перед выступлением на телестудии, размышляем над заманчивым предложе нием о новом месте работы и, конечно же, непрестанно и настойчиво ищем — что еще не учтено в экспериментальной установке, почему не получается искомое соединение? В очерке много занимательных деталей, точных наблюдений и мы’.лей, интересных фактов, и написан он так интересно и жи во, как будто и не о мыле совсем — гаком обыденном и «прозаическом» явлении! С тревогой и волнением следим мы так же за каждым шагом, за повседневными действиями героев И. Калабуховой, Д. Зо лотова и В. ДавыдченкоЕа, В. Виноградова и других. У каждого из них — особый ха рактер, неповторимый внутренний мир. Сам по себе жанр «научно-художест венного» произведения не нов. В последние годы появилось нема то значительных и ув лекательных книг об ученых-искателях, тружениках, жизнелюбах и — о различных отраслях науки («Неизбежность странного мира» Д. Даьина, «Вселенная и человек» М. Васильева, «Силы в природе» В. Гри горьева и Г.Мякишева, «Охота за мыслью» В. Левина и множество других — разве все перечислишь!). Эти книги созданы на доб ротной научной основе, с использованием документов и выкладок, обеспечивающих достоверность. Выходят книги такого рода и в Новосибирске. Но, к сожалению, очень редко. А ведь Новосибирск — один из цент ров советской науки, и создание книг о ее творцах — несомненно важное . дело и для людей, выбирающих профессию, и для тех, кто ее уже выбрал. М, Х а д а х а н з „ПЕСНИ НЕ ПОХОЖИ ДРУГ НА Д РУГА ...“ |_ | а наших глазах наливается зрелой ‘ ■•силой поэзия Юрия Кюнзегеша1. У него был счастливый «двойной» дебют — первый же сборник поэта стал известен не только а Тузе, но и в Москве (1954). По-юношески остро он упивался радостью бытия, видя в каждом человеке, в любом событии зерно новой песни. Легко и быст ро слагались строки стихов о приметах тувинской нови, о красоте родной степи, о сверстниках-друзьях, о любимой девушке. Песня рвалась из переполненной впечат лениями души. Мальчик из далекой Годжи, взлелеян ный щедрой красотой г-йгч, ласковой вол ной голубых озер, бушующей громкокипя- щей силой Большого порога. Ю Кюнзе- геш с молоком матери впитал чувство бес предельной любви к родной земле, беско нечного Восхищения и изумления миром. Сегодня Юрий Кюнзегеш — ведущий ту винский поэт-лирик. Вслед за М. Светло вым он мог бы повторить: «Поэзия — моя держава, я вечный подданный ее». Лирический герой Ю Кюнзегеша бро дит по тайге с охотниками, по степи— с чабанами, сиди г у костра с геологами, тоскует по любимой, легит над просторами Сибири, любуется неугомонной детворой, думает об истории народа, о судьбах ми ра, о назначении поэта. Радует, что в этом тематическом разнообразии поэт не теряет свойственной его стихам философской на полненности, глубины обобщения, своей, только ему присущей ноты. Многое дала Ю. Кюнзегешу учеба в Москве на Высших литературных курсах, в семинарах Я. Смелякова, А. Коваленко- ва, С. Наровчатова. С ним вместе учились белорусы, молдаване, якуты, марийцы, грек Петрос Антеос, которому Ю Кюнзегеш позже посвятит свои стихи. Молодой поэт з те годы пробует силы в прозе и драме, 1 Юрий К ю н з е г е ш . Сердце Саян. Кызыл, 1968.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2