Сибирские огни № 10 - 1969
поросли травой. Обставлены они высокими домами, срубленными из толстенных бре вен. Тополя, лепечущие под окнами до мов-теремов, роняют белое цветенье, и го род, весь в пуху и дреме, похож на утен ка, пригревшегося на солнце*. Отрешен ность от времени оттеняется первозданной тишиной улиц, пересудами городских обы вателей, праздничной престольной пьянкой, старинными народными гуляньями и пес нями в лугах. Описывая сонную одурь Ко- лывани, ее однообразные серые будни, М. Никитин прибегает к замедленной ма нере повествования, использует жанровые сценки, бытовые подробности. * Но и в колыванскую глухомань вры ваются свежие ветры. Незабываемые гро зовые дни Октября и гражданской войны воскресают в огнях великих строек —Дне прогэса, Турксиба и Кузбасса. Коммуни сты председатель райисполкома Трубин и агроном Курганов, продолжая славные тра диции землепроходцев, уверенно смотрят в будущее. Курганов разрабатывает проект осушения колыванских болот и расширения сенокосных угодий, набирает силы комму на «Красная заря», обретает место в рабо чем строю коммунаров партизанская дочь Марина Блинова, разоблачаются и Аылав- ливаются бывшие белогвардейцы-кара тели. «Кузбасская хроника» — завершающая часть книги — посвящена истории создания Кузбасского индустриально-промышленного центра, истории рабочего и партизанского движения в Сибири. Если первые две части книги отлича ются чистотой .и прозрачностью языка, по этическими описаниями сибирской природы, то «Хроника» публицистична, иллюстратив на, хотя и здесь встречаются меткие на блюдения, четкие рисунки, достоверные по ступки и правдивые мотивировки. Время действия в «Хронике» восходит к 1915 году, многие действующие лица но сят подлинные фамилии. В особую группу автор выделяет людей «большого бизнеса», членов правления Акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей — гра фа Шереметьева, князя Путятина, тайного советника Трепова, брата петербургского генерал-губернатора, палача 1905 года. Особое место в произведении занимает ди ректор управления инженер Федорович, ловкий и прижимистый буржуа-предприни матель. Им противостоят передтвые рабо чие, возглавляемые большевиком Степано вым, изгнавшие в дни революции и граж данской войны своих угнетателей и взяв шие дело строительства новой жизни в свои руки. Рисуя новых людей новой Сибири — мо лодого парня Гусева из рельсоотделочного («Правйльный стан»|, шахтера-запальника Игната Седых («Белый свет»), строитель- ницу дорог Зою Самсонову («Хозяйка до рог»), инженера с Кузбасского азотнотуко вого комбината . («Ночь инженера Н.»), М: Никитин видит в них героев социали стической эпохи, прямых наследников зем лепроходцев. Обращаясь к молодому другу («Письмо к неизвестному»), который примет эстафе ту от старшего поколения, чтобы приум ножить героическую и трудовую славу Си бири, автор вновь напоминает о великих предках, подвиг которых бессмертен в серд цах народьых. «...Хочется верить,— пишет он,— что ты с товарищами своими, приле пившимися сердцем к Кузбассу, когда-ни будь поставишь в одном из городов, воз никших на берегах Ангары, Тунгуски, Ени сея, отлитый из местного металла памят ник народному подвижнику — русскому неизвестному земплепроходиу». «Сибирские повести» М. Никитина — книга о народном деянии, исторически не прерывном поступательном творчестве масс. Писатель запечатлел в ней богатырскую мощь русского народа, превратившего «ле дяной острог в несколько тысяч верст» в могучтю высокоиндустриальную социали стическую Сибирь. Ф . Я н о в с к а я ВТОРЖЕНИЕ В НЕИЗВЕДАННОЕ О ападно-Сибирское издательство вы- пустило второй сборник очерков о новейших научных изысканиях — «Люди первой тропы»1. В нем речь идет о раз личных попытках вторжения в неизведан ное, в ту сферу наук, которые уже теперь определяю г будущее человечества. За очерками встают разные судьбы, раз ные характеры ученых и — разные автор ские манеры, обусловленные опытом, воз растом и особенностями журналистских дарований. Но прежде всего — в той или иной мере — замечается общее з очерках: гражданственность, социальная направлен ность. Они не только преследуют цель по пуляризации научных достижений, обога щения читателей определенной суммой зна ний, что само по себе немаловажно Авторы очерков стремятся проникнуть в души сво их героев, в их образ мышления, устано вить связь их научных исканий с тончай шими движениями времени, с требования ми жизни. Они пытаются взглянуть на мир глазами своих героев, перевоплотившись в них. Это и придает «човизну» жанру: очер ки носят «чаучно-художес!венный» харак тер. При всей возможной точности инфор- 1 Люди первой тропы. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1968,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2