Сибирские огни № 10 - 1969

поросли травой. Обставлены они высокими домами, срубленными из толстенных бре­ вен. Тополя, лепечущие под окнами до­ мов-теремов, роняют белое цветенье, и го­ род, весь в пуху и дреме, похож на утен­ ка, пригревшегося на солнце*. Отрешен­ ность от времени оттеняется первозданной тишиной улиц, пересудами городских обы­ вателей, праздничной престольной пьянкой, старинными народными гуляньями и пес­ нями в лугах. Описывая сонную одурь Ко- лывани, ее однообразные серые будни, М. Никитин прибегает к замедленной ма­ нере повествования, использует жанровые сценки, бытовые подробности. * Но и в колыванскую глухомань вры­ ваются свежие ветры. Незабываемые гро­ зовые дни Октября и гражданской войны воскресают в огнях великих строек —Дне­ прогэса, Турксиба и Кузбасса. Коммуни­ сты председатель райисполкома Трубин и агроном Курганов, продолжая славные тра­ диции землепроходцев, уверенно смотрят в будущее. Курганов разрабатывает проект осушения колыванских болот и расширения сенокосных угодий, набирает силы комму­ на «Красная заря», обретает место в рабо­ чем строю коммунаров партизанская дочь Марина Блинова, разоблачаются и Аылав- ливаются бывшие белогвардейцы-кара­ тели. «Кузбасская хроника» — завершающая часть книги — посвящена истории создания Кузбасского индустриально-промышленного центра, истории рабочего и партизанского движения в Сибири. Если первые две части книги отлича­ ются чистотой .и прозрачностью языка, по­ этическими описаниями сибирской природы, то «Хроника» публицистична, иллюстратив­ на, хотя и здесь встречаются меткие на­ блюдения, четкие рисунки, достоверные по­ ступки и правдивые мотивировки. Время действия в «Хронике» восходит к 1915 году, многие действующие лица но­ сят подлинные фамилии. В особую группу автор выделяет людей «большого бизнеса», членов правления Акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей — гра­ фа Шереметьева, князя Путятина, тайного советника Трепова, брата петербургского генерал-губернатора, палача 1905 года. Особое место в произведении занимает ди­ ректор управления инженер Федорович, ловкий и прижимистый буржуа-предприни­ матель. Им противостоят передтвые рабо­ чие, возглавляемые большевиком Степано­ вым, изгнавшие в дни революции и граж­ данской войны своих угнетателей и взяв­ шие дело строительства новой жизни в свои руки. Рисуя новых людей новой Сибири — мо­ лодого парня Гусева из рельсоотделочного («Правйльный стан»|, шахтера-запальника Игната Седых («Белый свет»), строитель- ницу дорог Зою Самсонову («Хозяйка до­ рог»), инженера с Кузбасского азотнотуко­ вого комбината . («Ночь инженера Н.»), М: Никитин видит в них героев социали­ стической эпохи, прямых наследников зем­ лепроходцев. Обращаясь к молодому другу («Письмо к неизвестному»), который примет эстафе­ ту от старшего поколения, чтобы приум­ ножить героическую и трудовую славу Си­ бири, автор вновь напоминает о великих предках, подвиг которых бессмертен в серд­ цах народьых. «...Хочется верить,— пишет он,— что ты с товарищами своими, приле­ пившимися сердцем к Кузбассу, когда-ни­ будь поставишь в одном из городов, воз­ никших на берегах Ангары, Тунгуски, Ени­ сея, отлитый из местного металла памят­ ник народному подвижнику — русскому неизвестному земплепроходиу». «Сибирские повести» М. Никитина — книга о народном деянии, исторически не­ прерывном поступательном творчестве масс. Писатель запечатлел в ней богатырскую мощь русского народа, превратившего «ле­ дяной острог в несколько тысяч верст» в могучтю высокоиндустриальную социали­ стическую Сибирь. Ф . Я н о в с к а я ВТОРЖЕНИЕ В НЕИЗВЕДАННОЕ О ападно-Сибирское издательство вы- пустило второй сборник очерков о новейших научных изысканиях — «Люди первой тропы»1. В нем речь идет о раз­ личных попытках вторжения в неизведан­ ное, в ту сферу наук, которые уже теперь определяю г будущее человечества. За очерками встают разные судьбы, раз­ ные характеры ученых и — разные автор­ ские манеры, обусловленные опытом, воз­ растом и особенностями журналистских дарований. Но прежде всего — в той или иной мере — замечается общее з очерках: гражданственность, социальная направлен­ ность. Они не только преследуют цель по­ пуляризации научных достижений, обога­ щения читателей определенной суммой зна­ ний, что само по себе немаловажно Авторы очерков стремятся проникнуть в души сво­ их героев, в их образ мышления, устано­ вить связь их научных исканий с тончай­ шими движениями времени, с требования­ ми жизни. Они пытаются взглянуть на мир глазами своих героев, перевоплотившись в них. Это и придает «човизну» жанру: очер­ ки носят «чаучно-художес!венный» харак­ тер. При всей возможной точности инфор- 1 Люди первой тропы. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1968,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2