Сибирские огни № 10 - 1969

В фольклоре наших дней с особой силой звучит ленинская гема. Самое широкое рас­ пространение в народе получила пословица, выражающая мысль о силе ленинского уче­ ния: «От ленинской науки крепнут разум и руки». Ставшая христоматийной, она запи­ сывается повсеместно. Ее найдем мы и в алтайских записях А. И Бобровниковой1, и в сборнике пословиц, собранных в Иркут­ ской области И .Я. Тупенко1 2, и в забайкаль­ ских записях Л. Е. Элиасова3. «Ленинское учение — лучшее богатство» — делает муд­ рый вывод народ. В пословицах отмечает­ ся интернациональное значение ленинизма: «Ленинский завет облетел весь свет», «Правда Ленина по всему свету шагает», «От ленинского маяка свет виден издале­ ка», «К ученью Ленина весь свет прислу­ шивается». Характерной является взаимозаменяе­ мость в вариантах пословиц имени В. И. Ленина и слова п а р т и я . Сравним: «Что Л е н и н напишет — всякий услы­ шит» и «Чт о п а р т и я напишет — вся­ кий услышит». Такая взаимозаменяемость не случайна. Она перекликается со знаме­ нитыми строками поэмы В. В. Маяковско­ го: «Партия и Ленин — близнецы-братья». Народ всегда подчеркивает эту нераз­ рывную связь Ленина и партии. «По Ле­ нинской дороге нас партия ведет»,— поется в песне «Над Кремлем московским»4. С именем В. И Ленина связывает на­ род развернувшуюся ро всем мире борьбу за мир, за разоблачение империалистиче­ ских агрессоров: Наш народ войны не хочет. Помним Ленина завет — Подписал о мире Ленин Самый первый наш декрет! Эта мысль повторяется во многих пес­ нях, частушках, пословицах наших дней. В народных произведениях о В И. Лени­ не и партии умело используются присущие фольклору среде!ва художественной выра­ зительности. Большое значение, в частно­ сти, придается эпитету. Причем в отличие от письменной литературы, где поэт ишет в каждом случае свое художественное определение изображаемого лица, предмета, явления, фольклор, в силу специфики созда­ ния и бытования его произведений, обыч­ 1 Ленин —наше сслнце. Томск, 1960, стр. 63. * Пословицы и поговорки. Иркутск, 1959. стр. 15. 3 Фольклор семейских. Улан-Удэ, 1963, стр. 478. • Там же, стр. 358. но из множества возможных эпитетов вы­ бирает и закрепляет в качестве постоянных лишь несколько лучших. Одним из постоян­ ных, точно выразившим отношение народа к партии, является эпитет р о д н а я («Спа­ сибо партии родной», «Твердо партия род­ ная к коммунизму нас ведет»). Партия определяется также как м у д р а я («Муд­ рой партией родной наше счастье ковано»), л ю б и м а я («Спасибо партии любимой, что к лучшей жизни привела»), м о г у ч а я («Планы партии могучей все мы выполним сполна»), А планы партии народ определя­ ет как б о е в ы е (съезд «издал планы бое­ вые»), з а м е н а т е л ь н ы е («замечатель­ ные планы партией намечены»). Эпитет н а ш а также один из постоянных («Наша Родина счастлива, наша партия крепка», «Кому подаоим ковер?.. Нашей славной партии, партии!»). Путь к коммунизму, указанный партией, народ называет л е- ни н е к о й дорогой («Светлой ленинской дорогой к коммунизму мы идем»), отме­ чает, что это путь п р я м о й («Коммуни­ сты указали к лучшей жизни путь пряг мой») и т. д. Не менее выразительны сравнения. Наша страна сравнивается с цветущим садом: Велика страна Советов, Словно сад, она цветет. Наша партия родная К коммунизму нас ведет. С родной матерью сравнивает народ партию, так как она, «как мать народа, з» народ стоит»... Как и письменная литература, совре­ менное народное поэтическое творчество не­ сет идеи партии в массы, оказывает боль­ шое воспитательное воздействие. Лучшие произведения фольклора не уступают по своему художественному совершенству пер­ воклассным образцам профессиональной по­ эзии. Фольклор представляет ценный ис­ точник для пропагандиста. Здесь он найдет и мудрый запечатленный в пословице вы­ вод народа о моральном облике члена пар­ тии, и звонкую частушку, воспевающую наши успехи, и патриотический рассказ о подвиге героя-коммунисга на трудовом или боевом посту. Нужно лишь внимательнее прислушиваться к тому, о чем поет и рас­ сказывает народ, и активнее использовать произведения устной поэзии, не забывая, конечно, применить к ним незыблемый для всего нашего искусства ленинский критерий партийности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2