Сибирские огни № 10 - 1969
И сибирская частушка За полком идет в поход,—1 записывал в те годы на передовой боец М. Козлов полюбившуюся ему частушку1. Воины-сибиряки мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной: «Сиби ряки идут — фрицам капут». О подвигах сибирских бойцов слагались легенды, пе лись песни. Так, подполковник запаса Е. Го ловин свидетельствует, что среди грузчиков Волгограда до наших дней бытуют расска зы о сибиряке Викторе Григорьевиче Усе, который «до семи раз в сутки переплывал Волгу по воде, уже застывшей вблизи бере гов, и под страшнейшим огнем противни ка», чтобы восстановить связь между под разделениями. «Вот она, народная мол ва!»— восклицает Е. Головин1 2. Немало песен сложено о подвиге сиби ряка Александра Матросова. Одну из них записала фольклорная экспедиция студен тов Новосибирского пединститута в Тогу- чинском районе. Кто скажет, что он амбразуру закрыл И умер у огненной дверцы. Он Родину сердцем своим защитил. Простым человеческим сердцем. Гвардейские знамена с изображением В. И. Ленина осеняли воинов лучших ча- ■стей и соединений Советской Армии. Бой цы-гвардейцы говорили: «С нами ленинское знамя, победа будет за нами», «Сердце го рит пламенем под ленинским знаменем»...3 Народное поэтическое творчество после военного периода — художественная лето пись героических дел строителей комму низма. Оно многообразно и интересно, час то ново по формам, методам создания и -средствам распространения. Свыше десяти лет продолжалась дискуссия о современном фольклоре, подчас высказывались нигили стические суждения о нем. А в народе про должали создаваться и бытовать метко сказанная пословица и задорная частушка, неизвестно кем и где сложенная песня, ин тересный рассказ, остроумный анекдот. Ведь при любом уровне развития культуры трудно представить, что народ будет толь ко потребителем профессионального искус ства. Будут меняться формы, уровень, спо собы художественного самовыражения масс, но стремление к нему неотделимо от самой природы человека, от его способно сти не только к утилитарному, но и эстети ческому познанию мира, не только к созер цательному, но и художественно-творческо му его осмыслению. Ведущими в послевоенном фольклоре стали темы коммунистического труда и борьбы за мир. Самоотверженный труд на благо Родины — лучшее выражение патри отических чувств советского гражданина: 1 «Красноярский рабочий», 1942, № 72, стр. 41. * См. Е. Г о л о в и н . «У старых окопов», «Со ветская Сибирь», 1966, X? 188, стр. 4. 3 Пословицы и поговорки Великой Отечествен ной войны, М., 1962, стр, 22—23, Труд родит героев наших. Труд нам счастье создает. Твердо партия родная К коммунизму нас ведет.1 А в труде, отмечает фольклор, аван гардная роль принадлежит коммунистам: Дружно пашем, дружно сеем. Убираем чисто. Мы пример -во всем берем С наших коммунисте в1* В песнях наших дней народ выражает благодарность партии за ее заботу о бла ге народа: «Спасибо партии любимой, что к лучшей жизни привела». Звучат слова о нерушимом единении партии и народа: «Наша партия вместе с народом вперед к коммунизму идет». Еще в годы гражданской войны в ре зультате проводимой партией национальной политики закладывались основы нерушимой дружбы -народов СССР, основанной на общности классовых интересов. Идея друж бы глубоко проникала в массы, отразилась в произведениях устной поэзии. Здесь и русский-бедняк И алтаец-батрак Под одним красным знаменем встали,-»* пели партизаны Западной Сибири3. Тема дружбы народов продолжена по слевоенным фольклором. Так, о большой дружбе русских с бурятами поют забай кальцы в песне «Жизнь хороша на Бай кале»: Русский с бурятом навеки Шагают об руку рука. Их счастье —как полные реки. Их дружба, как ска .1 ы, крепка4. Радуют советских людей одержанные под руководством партии успехи в освое нии космоса. Мы «в небо раньше всех пу стили первых спутников Земли»5, «первыми ракету запустили на Луну»6*. Народ гор дится тем, что первым космонавтом Земли стал советский человек — коммунист Юрий Алексеевич Гагарин: Вся страна тобой гордится, В честь тебя в Кремле прием, Если сын у нас родится. Только Юрой назовем.’ Народная мудрость учит: «Набирайся силы у груди матери, а ума — у Коммуни стической партии»8. Народ подчеркивает действенность партийных решений, обяза тельное претворение в жизнь ее грандиоз ных планов: «Слова партией на ветер не бросаются: что скажет, то и сбывается»9. 1 Сибирские частушки. Омск, 1959, стр. 8. 2 Фольклор семейских. Улан-Удэ, 1963, стр. 450. 8 И. Н. К у д р я в ц е в . Стихи и песни, рож денные в боях. Горне-Алтайск, 1959, стр. 25. 4 Фольклор семейских. Улан-Удэ, 1963, стр. 392. 6 Сибирские частушки. Омск, 1959, стр. 8. 6 Фольклор семейских. Улан-Удэ, 1963, стр. 469. 1 Там же, стр. 470. • Народная мудрость. Барнаул, 1958, стр . 17. • Там же.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2