Сибирские огни № 10 - 1969

И сибирская частушка За полком идет в поход,—1 записывал в те годы на передовой боец М. Козлов полюбившуюся ему частушку1. Воины-сибиряки мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной: «Сиби­ ряки идут — фрицам капут». О подвигах сибирских бойцов слагались легенды, пе­ лись песни. Так, подполковник запаса Е. Го­ ловин свидетельствует, что среди грузчиков Волгограда до наших дней бытуют расска­ зы о сибиряке Викторе Григорьевиче Усе, который «до семи раз в сутки переплывал Волгу по воде, уже застывшей вблизи бере­ гов, и под страшнейшим огнем противни­ ка», чтобы восстановить связь между под­ разделениями. «Вот она, народная мол­ ва!»— восклицает Е. Головин1 2. Немало песен сложено о подвиге сиби­ ряка Александра Матросова. Одну из них записала фольклорная экспедиция студен­ тов Новосибирского пединститута в Тогу- чинском районе. Кто скажет, что он амбразуру закрыл И умер у огненной дверцы. Он Родину сердцем своим защитил. Простым человеческим сердцем. Гвардейские знамена с изображением В. И. Ленина осеняли воинов лучших ча- ■стей и соединений Советской Армии. Бой­ цы-гвардейцы говорили: «С нами ленинское знамя, победа будет за нами», «Сердце го­ рит пламенем под ленинским знаменем»...3 Народное поэтическое творчество после­ военного периода — художественная лето­ пись героических дел строителей комму­ низма. Оно многообразно и интересно, час­ то ново по формам, методам создания и -средствам распространения. Свыше десяти лет продолжалась дискуссия о современном фольклоре, подчас высказывались нигили­ стические суждения о нем. А в народе про­ должали создаваться и бытовать метко сказанная пословица и задорная частушка, неизвестно кем и где сложенная песня, ин­ тересный рассказ, остроумный анекдот. Ведь при любом уровне развития культуры трудно представить, что народ будет толь­ ко потребителем профессионального искус­ ства. Будут меняться формы, уровень, спо­ собы художественного самовыражения масс, но стремление к нему неотделимо от самой природы человека, от его способно­ сти не только к утилитарному, но и эстети­ ческому познанию мира, не только к созер­ цательному, но и художественно-творческо­ му его осмыслению. Ведущими в послевоенном фольклоре стали темы коммунистического труда и борьбы за мир. Самоотверженный труд на благо Родины — лучшее выражение патри­ отических чувств советского гражданина: 1 «Красноярский рабочий», 1942, № 72, стр. 41. * См. Е. Г о л о в и н . «У старых окопов», «Со­ ветская Сибирь», 1966, X? 188, стр. 4. 3 Пословицы и поговорки Великой Отечествен­ ной войны, М., 1962, стр, 22—23, Труд родит героев наших. Труд нам счастье создает. Твердо партия родная К коммунизму нас ведет.1 А в труде, отмечает фольклор, аван­ гардная роль принадлежит коммунистам: Дружно пашем, дружно сеем. Убираем чисто. Мы пример -во всем берем С наших коммунисте в1* В песнях наших дней народ выражает благодарность партии за ее заботу о бла­ ге народа: «Спасибо партии любимой, что к лучшей жизни привела». Звучат слова о нерушимом единении партии и народа: «Наша партия вместе с народом вперед к коммунизму идет». Еще в годы гражданской войны в ре­ зультате проводимой партией национальной политики закладывались основы нерушимой дружбы -народов СССР, основанной на общности классовых интересов. Идея друж­ бы глубоко проникала в массы, отразилась в произведениях устной поэзии. Здесь и русский-бедняк И алтаец-батрак Под одним красным знаменем встали,-»* пели партизаны Западной Сибири3. Тема дружбы народов продолжена по­ слевоенным фольклором. Так, о большой дружбе русских с бурятами поют забай­ кальцы в песне «Жизнь хороша на Бай­ кале»: Русский с бурятом навеки Шагают об руку рука. Их счастье —как полные реки. Их дружба, как ска .1 ы, крепка4. Радуют советских людей одержанные под руководством партии успехи в освое­ нии космоса. Мы «в небо раньше всех пу­ стили первых спутников Земли»5, «первыми ракету запустили на Луну»6*. Народ гор­ дится тем, что первым космонавтом Земли стал советский человек — коммунист Юрий Алексеевич Гагарин: Вся страна тобой гордится, В честь тебя в Кремле прием, Если сын у нас родится. Только Юрой назовем.’ Народная мудрость учит: «Набирайся силы у груди матери, а ума — у Коммуни­ стической партии»8. Народ подчеркивает действенность партийных решений, обяза­ тельное претворение в жизнь ее грандиоз­ ных планов: «Слова партией на ветер не бросаются: что скажет, то и сбывается»9. 1 Сибирские частушки. Омск, 1959, стр. 8. 2 Фольклор семейских. Улан-Удэ, 1963, стр. 450. 8 И. Н. К у д р я в ц е в . Стихи и песни, рож­ денные в боях. Горне-Алтайск, 1959, стр. 25. 4 Фольклор семейских. Улан-Удэ, 1963, стр. 392. 6 Сибирские частушки. Омск, 1959, стр. 8. 6 Фольклор семейских. Улан-Удэ, 1963, стр. 469. 1 Там же, стр. 470. • Народная мудрость. Барнаул, 1958, стр . 17. • Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2