Сибирские огни № 10 - 1969

принятии новой жизни большинством тру­ жеников: Тетка Марья, тетка Дарья, Да с каких же это пор Поддались вы так охотно На кулацкий разговор?1 В песнях народ воспел героев борьбы с кулаками. На основе текста поэмы И. Молчанова «Над зубцами ельника, по краю», посвященной сибирскому комсомоль- цу-трактористу Петру Дьякову, который во время ночной работы в поле был облит керосином и подожжен кулаками, народом были созданы две песни: «По дорожке не­ ровной, по тракту ли» и «Колосилась в по­ ле рожь густая» В первой, опираясь на ха­ рактерный для народной лирики образ до­ роги-судьбы, певцы обещали пойти по то­ му же пути, по которому шел и комсомо­ лец-герой. Вторая песня, балладного типа, более лаконично, чем в первоисточнике (по­ эме И. Молчанова), излагала эпизод ку­ лацкой расправы с трактористом. «С уверенностью можно сказать, что до появления таких песен, как «Песня о встречном» Д. Шостаковича и в особенно­ сти «Катюша» М. Блантера,. ни одна из тог­ дашних лирических молодежных песен не имела такого распространения, как песня «По дорожке неровной, по тракту ли», хотя в те года она не была издана и никогда не включалась в программы радиопередач»,— пишет музыковед Т. В. Попова1 2. К середине тридцатых годов относится запись многочисленных произведений уст­ ной поэзии, воспевающих успехи социали­ стического строительства. Избы новы, избы чисты. Электричество горит. Молодчины коммунисты — Вся деревня говорит.3 Ленинский лозунг об электрификации страны глубоко внедрился в сознание нар'о- да. И когда электричество стало освещать сибирские села и деревни, зазвучали в на­ роде частушки о «лампочке Ильича»: Я сегодня нарядилась. Стала ярче кумача. В нашем доме загорелась Ярко лампа Ильича4. Как и в фольклоре гражданской войны, в народном творчестве эпохи построения социализма образ коммуниста занимает по­ четное место. Коммунист изображается как главный положитедьный герой, застрель­ щик борьбы за новое, вожак масс: На горе стоит осина. На осине желтый лист. 1 А. А н а н ь и н . Деревня колхозная. Новоси­ бирск, 1935, стр. 86. 2 Т. П о п о в а . Русское народнре музыкаль­ ное творчество Т 2, М., 1964, стр. 258—259. 3 Колхозные частушки, вып I, Красноярск, 1937, стр. 58 Цит. по кн. А. А. Ананьина «Дерев­ ня колхозная» Новосибирск, 1935, стр. 29. 4 Частушки о счастливой жизни В кн. «На­ родные рассказы и песни». Новосибирск. 1937, стр. 170. Хорошо, когда в Совете Председатель коммунист.' Примечательно, что безвестные авторы лирических песен и частушек еще больше гордятся своими возлюбленными, если они принадлежат к великой армии коммуни­ стов; для них коммунист — синоним честно­ сти, кристальной душевной чистоты, внут­ ренней красоты и неукротимого горения: С неба звездочка упала. Покатилась круто вниз. Мой миленок комсомолец, У подружки —коммунист. Расцвела в моем саду Белая черемуха. Коммуниста полюблю, В том не будет промаха. Слышу звоны колоколец. Слышу песню за рекой. Мой миленок комсомолец И колхозник боевой. Из-за гор больших, высоких Льется бурный Енисей. С комсомольцем не расстанусь. Хоть родная мать убей.2 Тема партии, образ коммуниста имеет в фольклоре, по сравнению с письменной ли­ тературой, определенную специфику. Устная поэзия, выражая отношение народа к пар­ тии и ее членам, дает нередко точную, мет­ кую, художественно выразительную деталь в облике героя. Но было бы бесполезно, на­ пример, требовать полноты в изображении характера от частушки и даже песни. Не найдем мы и подробного раскрытия обра­ за в одном фольклорном произведении Обобщенный образ героя фольклора дается в разных произведениях на различных эта­ пах жизни страны, в разнообразных ситуа­ циях и проявлениях, и в этом смысле он глубок и многогранен... В суровых испыта­ ниях Великой Отечественной войны про­ явились лучшие качества советского наро­ да: морально-политическое единство, храб­ рость, выносливость, терпение, воля к побе­ де. Все это нашло глубокое отражение в художественном творчестве масс. Неисся­ каем был его поток, многообразны формы и условия бытования. В эшелоне, на мар­ ше, на привале, во фронтовой землянке, в госпитале, на колхозном поле— везде зву­ чали новые песни, складывались частушки, меткце пословицы, увлекательные расска­ зы. Никогда в Сибири реки Не погонят волны вспять. Никогда, ни в кои веки Нам под немцем не бывать! — пели в Сибири в годы войны, твердо веря в конечную победу3. Сибирская частушка звучала и на фронте: Пулемет и танк, и пушка С нами следуют вперед. 1 А. А н а н ь и н . Деревня колхозная. Ново­ сибирск, 1935, стр. 88. 2 Колхозные частушки, вып. I, Красноярск, стр. 59, 88, 89. 3 «Красноярский рабочий», 1945, № 188, стр. 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2