Сибирские огни № 10 - 1969

Нам не надо царя. Надо Ленина1. Имя любимого вождя революции зву­ чало в песнях сибирских партизан. На врага Колчака, Помня клич Ильича, Мы идем, красной рати солдаты,— пели, по воспоминаниям И. Н. Кудрявцева, алтайские партизаны* 1 2. Он же отмечает осо­ бое влияние на партизан рассказов о Ле­ вине: «А в тяжелые минуты поражений, когда появлялись упадочнические настрое­ ния в партизанских рядах, мне приходилось рассказывать товарищам по оружию о борьбе рабочих, матросов и солдат в ок­ тябрьские дни в Петрограде и на фронте. ( Я рассказывал им о Владимире Ильиче Ле­ вине и его речах, которые он нам говорил с броневика на Финляндском вокзале и в Таврическом дворце, где он 4 апреля 1917 года выступил перед нами, солдатски­ ми делегатами фронта. Какой силой и не­ укротимой решимостью была наполнена его речь! Как он глубоко верил в трудовой на­ род! Он говорил, что восставший трудовой народ непобедим». Воспоминания красного командира пря­ мо перекликаются с записанными фолькло­ ристами в разных местах Сибири устными рассказами о В И. Ленине. «Каждое его слово было очень понятное»,— рассказыва­ ет о слышанном им в 1918 году в Петро­ граде выступлении Владимира Ильича уча­ стник гражданской войны М. Л. Жаткин. Ленин говорил о земле, что она «будет на­ ша навеки». «Другие ораторы кричали не­ весть что, а Ленин скажет — как гвоздь вобьет»3. Фольклор первых лет революции и гражданской войны, разумеется, не всегда был художественно совершенен, но его по- «навательная и воспитательная роль огром­ на. В 1924 году партию и страну портигло большое горе. Умер Владимир Ильич Ле­ вин. «Ох, и тяжело было! Никто сначала не верил. Тихо в бараке, как в могиле, даром что народу полно. Про себя скажу: у меня сердце похолодело, передохнуть невозмож­ но,— вспоминает слесарь И. П. Атучин (рассказ «Похороны Ильича»)4.—Слезы глаза застилают. Молча плакали. Головы опустили все. а народ такой: красногвар­ дейцы, партизаны, шахтеры — всякого горя видывали...». И далее И. П, Атучин вспо­ минает, как в самом народе возникла мысль о единственно правильном ответе на смерть любимого вождя — более тесном сплочении вокруг его детища — Коммунистической * С. Ф. Б а р а н о в . Русское народное поэ- гическое творчество М., 1962, стр 275. 2 И. Н. К-у д р я в ц е в Стихи и песни, рож­ денные в боях. Горно-Алтайск, 1959, стр. 25. 3 Скажет слово —гвоздь вобьет. В кн. «Си­ бирски? сказы, предания, легенды». Новосибирск, 1959, стр. 175. , 4 Народные рассказы и песни. Новосибирск, 1937, стр. 18-19. партии. «Тогда много в партию поступило; сразу по десятку человек принимали. Боль­ шой был прилив. И начали мы еще сильнее работать.. Уголь грузили, строились, клуб начали строить, благоустройство начали... Да на что ни взгляни сейчас в городе — все мы своими руками выстроили». Необычайна была в эту эпоху тяга масс к знаниям, к политическому самообразова­ нию, особенно у молодежи. Целые циклы частушек начинались двустрочием: «Не ру­ гай меня, мамаша, что в читальню я хожу». Но особенно тянулись советские люди к изучению трудов В. И, Ленина. Искренне, хотя подчас и наивно, выражали они эту тягу в частушках: Нам не надо кулича. Нам не надо пасхи. Дайте книжку Ильича, В советской окраске. Повсеместно звучали также искринние слова благодарности В. И. Ленину от ранее забитых и угнетенных женщин, ставших полноправными строителями новой жизни: Куплю Ленина портрет. Золотую рамочку, Вывел он меня на свет. Темную крестьяночку1. Огромную работу проделала партия в период коллективизации. Фольклор тех не­ забываемых лет отразил всю сложность об­ становки в деревне, показал глубокие кре­ стьянские раздумья и решительное сплоче­ ние вокруг партии и ее Центрального Ко­ митета, проводившего в жизнь ленинскую идею кооперирования сельского хозяйства. «Кто за линию ЦК, гот против кулака»,— утверждалось в созданной в те годы посло­ вице2. Партии народ выражал свою благо­ дарность, говорил сердечное спасибо за из_- бавление от вековечной нужды и кулацкой кабалы: Раньше жили-горевали, Горько плакали порой, Коммунисты указали К лучшей жизни путь прямой1. Эта частушка записана в Красноярском крае. Те же мысли выражали частушки, бытовавшие в селах Западной Сибири: На калинушке сидела. Не могла накушаться. Про коммуну говорили. Не могла наслушаться4. Своеобразные песенные уговоры, обра­ щенные к тем! кто еще не осознал правиль­ ности колхозного пути, указанного партией, и находился в плену кулацкой агитации, также свидетельствовали о безоговорочном 1 А. Г у р е в и ч . Фольклор Восточной Сиби­ ри, 1938, стр. 3. 1 Ю. М. С о к о л о в . Русский фольклор. М„ 1941, стр. 490. 3 Колхозные частушки, вып I. Красноярск. 1937. стр 58. 4 А. А н а н ь е в . Деревня колхозная. Ноцо- сибирск, 1935, стр. 86.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2