Сибирские огни № 10 - 1969
Захват власти Колчаком, поддержка его кровавого режима интервентами оконча тельно показали народу истинное лицо эсе ров и иных псевдосоциалистов, оказавших ся, несмотря на все их красивые слова о народе, такими же махровыми реакционе рами, как и белогвардейцы. Поэтому в на родной частушке все они поставлены, как говорится, на одну доску: Надоели Колчаки, Бело-офицерики, Социал-меньшевики, Болтуны-эсерикн.1 В. И. Ленин писал, что крестьянство по лучило «такой урок от Колчака, такое п р а к т и ч е с к о е сравнение (а крестьяне любят сравнения практические), что мы можем сказать: Колчак дал нам миллионы сторонников Советской власти в самых от даленных от промышленных центров райо нах, где нам трудно было бы их завое вать»1 2. Частушка, используя традиционный в фольклоре прием параллелизма, вырази тельно запечатлела этот поучительный для сибирского крестьянства урок истории: Все мы горы, косогоры Прошли, перемеряли. Все мы власти испытали В Советы поверили.3 Коммунисты, люди, не знавшие страха в борьбе, являвшие необыкновенные при меры мужества перед лицом смерти, непо колебимо верившие в правоту и бессмертие своего дела, становились героями фольк лора, о них народ слагал свои предания, пел песни. В Западной Сибири бытуют предания о герое гражданской войны, отважном ре- в’олю'ционере-большевике Михаиле Венгеро ве, чьим именем названы село и район Но восибирской области. Повествования о нем записывали фольклористы А. А. Мисюрев, А. И. Лазарев4. Эти предания и в наши дни стойко держатся в местах, связанных с деятельностью М. Венгерова, о чем сви детельствуют студенты-заочники Новоси бирского педагогического института из Венгеровского и соседних с ним районов. Так, в предании «Братья Венгеровы» гово рится. что Михаил Венгеров, пойманный белыми и приведенный на расстрел, думал не о себе, но и о толпе крестьян, согнан ных колчаковцами смотреть, «как умирает большевик Венгеров». Его смертью хотели запугать народ. Он же сумел и свою смерть обратить на пользу общему делу. «Руку вверх поднял и крикнул толпе: — Всех нас, товарищи, не перебьют! Да здравствует власть Советов! 1 Стихи, песни, частушки времен гражданской войны в Забайкалье. Чита, 1957, стр. 317. 3 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 39, стр. 241. 3 Газета «Советская Сибирь», 1957. № 223. 4 См. «Почему село Пасское стало называть ся Венгеровом», «Еще о Михаиле Венгерове». В кн. «Сибирские сказы, предания, легенды» Но восибирск, 1959; «Братья Венгеровы» —«Сибир ские огни», 1957, № 3. Ему в затылок хотели стрелять, но о» не встал эдак: — Хочу смерть в лицо встретить». Колчаковцы расстреляли комиссзоа Венгерова. «А вышло по его словам,— го ворит народ,— купцов долой, Кучугова (ме стный богатей — Н. К.) долой, и назвал» село Венгерово». Бесстрашие героя-коммуниста пере» лицом смерти подчеркивают и устные рас сказы об Иване Романове, записанные » Забайкалье. Когда его подвели к «ката лажке», он повернулся лицом к конвою в сказал: «Народу много, вместо мейя будут другие», а под пытками говорил: «Хоть убейте меня, но я красным был и оста нусь»1. В те годы людей, организационно свя занных с партией, было не так уж много » Сибири и на Дальнем Востоке. Но в том-то и сила коммунистов, что их поддерживал» массы, что за идеи большевизма выступа ли тысячи и сотни ть^яч беспартийных. Весьма примечателен в этой связи устный рассказ «Охота за ведьмами», записанный Л. Е. Элиасовым от Г. Т. Петрова. Аме риканские интервенты на Дальнем Востоке, чтобы обезглавить народное революцион ное движение, решили выловить и уничто жить как можно больше коммунистов и их единомышленников Глава интервентов пол ковник Морроу дал задание семеновскому подполковнику Полякову составить списо* большевиков. А тот жаловался Г. Т. Пет рову, который в разведывательных целях вращался среди белого офицерства: «Да, что там рассказывать, сам, наверное, знаешц если всех, кто большевикам да Советам со чувствует, в списки записывать, тут почтя сплошную перепись населения делать нуж но». Приказ так и не был выполнен. Оста вив письмо, адресованное Морроу, бело гвардейский подполковник застрелился... Многочисленные рассказы о беспример ном мужестве людей, которые даже под зверскими пытками не выдавали белогвар дейцам партизан-коммунистов. Крестьянка М. П. Колычева (рассказ «Памятные руб цы») вспоминает, как стала помогать пар тизанам, когда поняла, что они борются за справедливое дело. Попав в белогвардей ский застенок, испытав нечеловеческие до просы и пытки она все-таки не выдала никого: «с-вязали меня и гонкой бечевкой подтянули руки кверху. Стали спрашивать! «Говори, кто в селе большевик?» — «Ниче го не знаю, ничего не скажу!» А веревка прорезала руки до кости... Вот они, ишь, памятные метки!»2. В суровой революционной борьбе народ вдохновляло светлое имя Ленина. В те го ды родилась и широко распространилась частушка: Эх, яблочко, С боку зелено. > Устные рассказы забайкальцев о двух вой нах. Улан-Удэ, 1956, стр. 103, 107 2 Народные рассказы и иесаи. Новосибйрс*. 1937, стр. 84.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2