Сибирские огни № 10 - 1969
нает, как возил тайные письма Г. М. Кржи жановскому и другим ссыльным, устраивал передачу писем В. И. Ленину, а однажды сумел предупредить ссыльных в с. Тесин- ском, что «жандарм следом едет». Дальнейшее приобщение рассказчика к идеям Ленина происходило уже в револю ционной рабочей среде Красноярска: «Там были грамотные ребята. Потюк доставал книжки, и мы их читали все вместе, не сколько человек рабочих... Верно пишут в книжках насчет эксплуатации и обмана ра бочего народа. Верно...» «Я чувствовал сердцем: надо поддержать большевиков, они идут за нас». Повествование о терроре Колчака, о героизме наших борцов, шедших на смерть за свои убеждения, приводит оассказчика к выводу: «Видно, дело Лени на крепкое, раз за это дело люди не боятся помирать». Революция и гражданская война — ге- ооический этап в истории молодой Респуб лики Советов. Грандиозные события того зремени находили глубокий отклик в на- эодных массах и часто осмысливались в кудожественной форме — в песне, частушке, пословице, устном рассказе. В годы, когда белогвардейцы и интер венты огненным кольцом окружили моло дую Республику Советов, когда многие районы страны временно были оккупирова ны армиями белых, роль устного поэтиче ского слова была исключительно велика. Это слово звучало среди населения в бело гвардейском тылу, утверждая мысль о не прочности власти белых, укрепляя веру в скорое освобождение. В белогвардейском застенке рождались гордые стихи и песни, посвященные тем, кто смело бросал в лицо палачам пламенные слова о бессмертии своего дела и обреченности убийц. Слово правды проникало в армии белых, раскры вало глаза на истинный смысл и характер борьбы. И никакая жестокая расправа бе логвардейцев с творцами и исполнителями пародной революционной поэзии не могла заглушить их правдивого слова. Творчество безымянных поэтов и певцов распространя лось все шире, все глубже проникало в массы. Лучшее из этого творчества пере жило свое время. Молодое поколение на ших дней волнуют песни тех лет, в народе продолжают бытовать предания о героях гражданской войны. Всеми действиями против Колчака и ин тервентов в Сибири руководили коммуни стические организации. Они действовали в трудных условиях, используя различный арсенал средств агитационного воздей ствия на массы. Среди этих средств не по следнее место занимала массовая револю ционная поэзия. Один из организаторов восстания против Колчака на Алтае И. Н. Кудрявцев, описывая военную сторо ну подготовки -к вооруженному восстанию, справедливо указывает в воспоминаниях: «нельзя было забывать и об агитационной политмассовой работе... Поэтому я заранее подбирал народные злободневные частушки и записывал их. Пелись они до начала вос стания тайно в кругу сторонников Совет ской власти, а в. первый день восстания молодежь дружно подхватила их»1. В записанных Кудрявцевым частушках Советская власть, что «жизнь свободную дала», сравнивалась с порядками при Кол чаке, когда «жизнь опять тюрьмою стала». Кудрявцев пишет: «Через песню, частушку, коротенькую инсценировку мы проводили воспитательную работу, поднимали дух бойцов». По свидетельству участников граждан ской войны, с песней «Горы родного Ал тая» возвращались партизаны в освобож даемые от белых селения Алтая и Запад ной Сибипи1 2 Известно, что, наряду с большевиками, свою пропаганду в народе вели различные буржуазные реакционные партии, подчас именовавшие себя социалистами (эсеры, меньшевики). Большевики понимали необ ходимость особенно острой борьбы за кре стьянские массы в Сибири с эсерами, ибо в социальном составе сибирского крестьян ства кулачество — опора эсеров — занимало большее место, чем в России. В этой борьбе за влияние на крестьян ские массы большевики победили. В. И. Ле нин писал: «Но ведь народ слышал всякую агитацию — и белогвардейскую и учреди- ловскую. Смешно думать, что он пошел за большевиками, потому что их агитация бы ла более искусна. Нет, дело в том, что аги тация их была правдива»3. Если мы обратимся к фольклору тех лет, то увидим, что сочувствие крестьян к Советской власти, к партии большевиков выражено в нем весьма убедительно. И. Н. Кудрявцев пишет, что уже в первый день своего возвращения с фронта в дерев ню он слышал такую частушку: Не за нас был Николаша. Не за нас Керенский Саша« Это власть кулацкая — Надо власть бедняцкую. Народ судил о партиях не по их словам, а по делам. Поэтому, когда крестьяне уви дели, что организованный большевиками в селе Совдеп «начал действовать по-рево люционному... прижали хвост кулачеству, передали их лучшие хлебопашные и сено косные угодья маломощным», народ стал решительно на" сторону большевиков и соз даваемых ими Советов и выразил свои чаяния в частушке: Наша, наша власть пришла, Наша власть Советская! » Убирайтесь болтуны —. Эсеро-кадетские. 1 И. Н. К у д р я в ц е в . Стихи и песни, рож* денные р боях (Воспоминания красного партиза на). Горно-Алтайск, 1959, стр. 9. 2 См. И. Г. П а р и л о в Поэзия алтайских партизан эпохи гражданской войны. Ученые за писки НГПИ, вып. 4, 1947, стр. 57. 3 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 40, стр. 69. п* 1СЗ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2