Сибирские огни № 10 - 1969

нает, как возил тайные письма Г. М. Кржи­ жановскому и другим ссыльным, устраивал передачу писем В. И. Ленину, а однажды сумел предупредить ссыльных в с. Тесин- ском, что «жандарм следом едет». Дальнейшее приобщение рассказчика к идеям Ленина происходило уже в револю­ ционной рабочей среде Красноярска: «Там были грамотные ребята. Потюк доставал книжки, и мы их читали все вместе, не­ сколько человек рабочих... Верно пишут в книжках насчет эксплуатации и обмана ра­ бочего народа. Верно...» «Я чувствовал сердцем: надо поддержать большевиков, они идут за нас». Повествование о терроре Колчака, о героизме наших борцов, шедших на смерть за свои убеждения, приводит оассказчика к выводу: «Видно, дело Лени­ на крепкое, раз за это дело люди не боятся помирать». Революция и гражданская война — ге- ооический этап в истории молодой Респуб­ лики Советов. Грандиозные события того зремени находили глубокий отклик в на- эодных массах и часто осмысливались в кудожественной форме — в песне, частушке, пословице, устном рассказе. В годы, когда белогвардейцы и интер­ венты огненным кольцом окружили моло­ дую Республику Советов, когда многие районы страны временно были оккупирова­ ны армиями белых, роль устного поэтиче­ ского слова была исключительно велика. Это слово звучало среди населения в бело­ гвардейском тылу, утверждая мысль о не­ прочности власти белых, укрепляя веру в скорое освобождение. В белогвардейском застенке рождались гордые стихи и песни, посвященные тем, кто смело бросал в лицо палачам пламенные слова о бессмертии своего дела и обреченности убийц. Слово правды проникало в армии белых, раскры­ вало глаза на истинный смысл и характер борьбы. И никакая жестокая расправа бе­ логвардейцев с творцами и исполнителями пародной революционной поэзии не могла заглушить их правдивого слова. Творчество безымянных поэтов и певцов распространя­ лось все шире, все глубже проникало в массы. Лучшее из этого творчества пере­ жило свое время. Молодое поколение на­ ших дней волнуют песни тех лет, в народе продолжают бытовать предания о героях гражданской войны. Всеми действиями против Колчака и ин­ тервентов в Сибири руководили коммуни­ стические организации. Они действовали в трудных условиях, используя различный арсенал средств агитационного воздей­ ствия на массы. Среди этих средств не по­ следнее место занимала массовая револю­ ционная поэзия. Один из организаторов восстания против Колчака на Алтае И. Н. Кудрявцев, описывая военную сторо­ ну подготовки -к вооруженному восстанию, справедливо указывает в воспоминаниях: «нельзя было забывать и об агитационной политмассовой работе... Поэтому я заранее подбирал народные злободневные частушки и записывал их. Пелись они до начала вос­ стания тайно в кругу сторонников Совет­ ской власти, а в. первый день восстания молодежь дружно подхватила их»1. В записанных Кудрявцевым частушках Советская власть, что «жизнь свободную дала», сравнивалась с порядками при Кол­ чаке, когда «жизнь опять тюрьмою стала». Кудрявцев пишет: «Через песню, частушку, коротенькую инсценировку мы проводили воспитательную работу, поднимали дух бойцов». По свидетельству участников граждан­ ской войны, с песней «Горы родного Ал­ тая» возвращались партизаны в освобож­ даемые от белых селения Алтая и Запад­ ной Сибипи1 2 Известно, что, наряду с большевиками, свою пропаганду в народе вели различные буржуазные реакционные партии, подчас именовавшие себя социалистами (эсеры, меньшевики). Большевики понимали необ­ ходимость особенно острой борьбы за кре­ стьянские массы в Сибири с эсерами, ибо в социальном составе сибирского крестьян­ ства кулачество — опора эсеров — занимало большее место, чем в России. В этой борьбе за влияние на крестьян­ ские массы большевики победили. В. И. Ле­ нин писал: «Но ведь народ слышал всякую агитацию — и белогвардейскую и учреди- ловскую. Смешно думать, что он пошел за большевиками, потому что их агитация бы­ ла более искусна. Нет, дело в том, что аги­ тация их была правдива»3. Если мы обратимся к фольклору тех лет, то увидим, что сочувствие крестьян к Советской власти, к партии большевиков выражено в нем весьма убедительно. И. Н. Кудрявцев пишет, что уже в первый день своего возвращения с фронта в дерев­ ню он слышал такую частушку: Не за нас был Николаша. Не за нас Керенский Саша« Это власть кулацкая — Надо власть бедняцкую. Народ судил о партиях не по их словам, а по делам. Поэтому, когда крестьяне уви­ дели, что организованный большевиками в селе Совдеп «начал действовать по-рево­ люционному... прижали хвост кулачеству, передали их лучшие хлебопашные и сено­ косные угодья маломощным», народ стал решительно на" сторону большевиков и соз­ даваемых ими Советов и выразил свои чаяния в частушке: Наша, наша власть пришла, Наша власть Советская! » Убирайтесь болтуны —. Эсеро-кадетские. 1 И. Н. К у д р я в ц е в . Стихи и песни, рож* денные р боях (Воспоминания красного партиза­ на). Горно-Алтайск, 1959, стр. 9. 2 См. И. Г. П а р и л о в Поэзия алтайских партизан эпохи гражданской войны. Ученые за­ писки НГПИ, вып. 4, 1947, стр. 57. 3 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 40, стр. 69. п* 1СЗ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2