Сибирские огни № 10 - 1969
только «лес и седой Енисей», то теперь над тайгою, отдаваясь в скалах, гремело: «Вих ри враждебные веют над нами...»1. Большое распространение в Сибири по лучила песня «Александровский централ» («Далеко в стране Иркутской»), созданная в стенах это'й зловещей царской тюрьмы. В песне рассказывалось о том, что за тю ремной решеткой томятся не только «за кражи и убийства», но и те «преступники большие», которые «за правду встали, чтоб разрушить царский трон»; а после же пер вой русской революции добавлялось: те, «кто в шестом году восстал»1 2. В послеоктябрьских записях мы находим много устных рассказов-воспоминаний о по литических ссыльных. Из этих рассказов видно, какое огромное влияние оказывала политическая ссылка на пробуждение клас сового сознания населения, на воспитание его в революционном духе. Образ стойкого борца за освобождение трудового народа становился примером для подражания, при обретал характер эстетического идеала в фольклоре. Рассказы о помощи населения политическим ссыльным при побегах содер жатся в сборниках И. Г. Парилова «Рус ский фольклор Нарыма» (Новосибирск, 1948), А. А. Мисюрева «Сибирские сказы, предания, легенды» (Новосибирск, 1959), в книге «Народные рассказы и песни» (Но восибирск, 1937). Среди ссыльных были видные деятели большевистской партии, славные бойцы ле нинской гвардии. О них, как о людях «крепких, настойчивых», с любовью и вос хищением вспоминают те, кто встречался с ними. Нарымский крестьянин А. В. Трофи мов рассказывает о встрече с Я. М. Сверд ловым. Его поражала неутомимая энергия этого выдающегося революционера-ленинца, его неоднократные смелые побеги из ссыл ки. В селе Манзурка Иркутской области записаны воспоминания крестьян о пребы вании там с сентября 1914 по июль 1915 го да М. В. Фрунзе3. Старожил И. В. Подпру- гин вспомнил разговоры с Михаилом Ва сильевичем о коллективном груде после ре волюции, о коммунах. Крестьянин П. А. Шо- шин отмечал: «Вечерами Михаил Василье вич рассказывал о своих скитаниях по тюрьмам, о побегах, о смертных пригово рах, говорил, что скоро большая перемена в жизни будет». Н. П. Копылова помнит Фрунзе как инициатора различных концер тов, веселого и жизнерадостного человека, вокруг которого собиралась молодежь и «при свете костров пели революционные 1 И. Б е л я к . Край причудливых скал. Крас ноярск, 1952, стр. 12—23. 2 Подробную историю песни «Александровский централ» прослеживает Л. Е. Элиасов в кн. «На родная революционная поэзия Восточной Сибири эпохи гражданской аойны», Улан-Удэ, 1957, стр. П6—122. 3 См. «Фольклор Восточной Сибири», сб. Ир кутск, 1938, И. 3. Ярневский. Образ М. В. Фрун зе в устных рассказах с. Манзурки. В кн, «Фольклор народов Сибири». Улан-Удэ, 1965. песни»1. Известно, что Михаил Васильевич сам сочинял стихи, которые перекладыва лись на музыку и исполнялись созданным* им хором из ссыльных и населения. Свобода! Свобода! Одно только слово. Но как оно тело и душу живит,— звучали в глухом сибирском селе слова ре» волюционера-большевика2. Царская охранка всячести старалась разобщить ссыльных друг с другом, затруд нить их общение с населением. А в народ ной частушке, созданной в селе Манзурк» как раз в те годы, неслось: Нам хотели запретить К политическим ходить. Мы на это не взирали — С политическим гуляли.* В устном народном художественном творчестве сибиряков очень много произве дений о великом Ленине. Пребывание Вла димира Ильича в сибирской ссылке остави ло глубокий след в памяти тех, кто с ним встречался. Об умении молодых В. И. Ленина я Н. К. Крупской войти в жизнь народа и слиться с ней, о стремлении их к действи тельному, а не показному демократизму ин тересно повествует рассказ «В Шушенском» крестьянки А. Е. Кудум. «Дружно мы жи ли, уж очень они славные были»,— заклю чает рассказчица4 В. В. Потелицын5 я А. П. Родин6 вспоминают, как Ленин устро ил на речке каток и учил шушенскую мо лодежь кататься на коньках; из воспоми наний А. Д. Зырянова (первого домохозяи на, у которого жил В. И. Ленин в Шушен ском) узнаем, что к Ленину обращались крестьяне за юридической помощью7. Основная мысль устного рассказа, за писанного фольклористом А. А. Мисюревым от пенсионера П. М. Жибинова (ст. Коль- чугино), точно выражена самим заголов ком— «Дело крепкое, справедливое»8. Этот рассказ — глубокое раздумье о том, как на род всем опытом своей многотрудной жиз ни постигал правду большевистского дела, чему во многом помогало общение с поли тическими ссыльными. П. М. Жибинов ро дился в бедной крестьянской семье, где бы ло семь детей. Старший брат «ходил в бат раках у богатого крестьянина», сам рас сказчик с юных лет работал помощником писаря, заТем почтальоном. Уже тогда он видел: «богатые захватили много земли, а бедный, как кулик, топчется на одной коч ке». С горестью П. М. Жибинов вспоми 1 Фольклор народов Сибири. Улан-Удэ, 1965, стр. 162. 2 Революционная поэзия в Сибири. Новоси бирск, 1960, стр. 100. 3 Фольклор Восточной Сибири. Иркутск, 1938, стр. 13. • Народные рассказы и песни. Новосибирск, 1937, стр. 12 5 Там же, стр. 15—18. 3 «Сибирские огни», 1927, № 5, стр. 174. ’•Там же, стр. 178. * Сибирские сказы, предания, легенды. Но восибирск, 1959,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2