Сибирские огни № 10 - 1969
критики Н. КАРГАПОЛОВ „ Д е л о к р е п к о е , с п р а в е д л и в о е “ (В. И. Ленин и партия в фольклоре Сибири) Знаменательную дату 100-летия со дня рождения В. И. Ленина скоро отметит наш народ, все прогрессивные люди Земли. Славный и трудный путь прошла страна да более чем полвека после Октября. Это был «путь первооткрывателей, путь борьбы н суровых испытаний, великих преобразо ваний и нелегких побед»1. И на всем пути неизменным руководителем и организато ром наших побед была созданная Лениным Коммунистическая партия. Известные ле нинские слова, взятые эпиграфом к этой статье, стали пословицей, выражающей от ношение народа к партии коммунистов. Те ма партии, образ коммуниста давно сдела лись ведущими в советской литературе. Не менее важное место занимают они и в современном народном поэтическом твор честве. В песнях, частушках, пословицах и устных рассказах выражает народ свое одобрение политики партии, специфически ми' средствами фольклора создает образ коммуниста — активного борца за вопло щение в жизнь ее идей, с особой любовью рисует образ Владимира Ильича Ленина... Еще в дореволюционном фольклоре, осо бенно в рабочей поэзии, обнаруживается стремление народа выразить свое отноше ние к революционной пропаганде (вариан ты частушек о прокламациях), художе ственно воспроизвести образ агитатора-ре- волюционера. В Сибири фольклор запечат лел отношение населения к политическим 1 «Правда», 1967, № 44, стр. 1, Партия — это «ум, честь и совесть вашей эпохи». В. К, Л е п к а За коммунистами пойдешь — дорогу в жизни найдешь. Н а р о д н а я п о с л о в и ц а ссыльным, влияние их на формирование ми ровоззрения народа. Широкое распростра нение получили здесь песни каторги и ссыл ки («Глухой, неведомой тайгою», «Славное море — свяще«ный Байкал» и др.). Проник нутые свободолюбивым духом, выразитель ные по своей мелодии, песни эти, однако, не содержали в себе еще политически осо знанного социального протеста. Позднее в репертуар сибиряков стали входить песни разночинной революционной интеллигенции («Слушай», «Утес», «Колодники», «Ах ты, доля» и др.), получая подчас своеобразное звучание и текстовую интерпретацию. На конец, с конца 90-х годов зазвучали в Си бири песни пролетарского революционного подполья, принесенные в ссылку третьим поколением русских революционеров — ре- волюционерами-марксистами. Песни под хватывались передовыми рабочими и кре стьянами, они несли в массы идеи борьбы за социализм. Известно, как любил эти песни молодой Владимир Ильич. Некоторые из них он впервые услышал на берегах могучего Ени сея, в 1897 г., по пути в Шушенское1. А не много позднее революционные песни зазву чали на знаменитых красноярских «Стол бах», где уже в 1899 году на неприступной скале второго «Столба» было начертано гордое слово «Свобода». И если раньше «песнь про забытых, обиженных» слышали 1 См. Е. Владимиров. Поездки и встречи В. И. Ленина в Сибири 1897—1900 гт. Новоси бирск, 1966, стр, 60—61. 11 Сибирские огни „У? 10 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2