Сибирские огни № 10 - 1969
быть то, старое, значит, забыть все лучшее в жизни твоей»1. Потом судьба надолго разлучила их. В конце 80-х годов имя Мачтета снова по явилось в печати, и Синегуб решил напи сать старому товарищу. В письме от 4 декабря 1889 года он сообщил, что стал теперь «многосемейным человеком», и дальше писал: «Единствен ный способ, при котором я могу обеспечи вать существование семьи, состоящей из 6 душ детей, жены и меня грешного, это идти в наймы. Это я и проделывал со дня выпуска меня из каторжной тюрьмы на по селение! Проделываю это и теперь, состоя в чине сибирского крестьянина, аккуратно выплачиваю подати и денежные взыскания, избегая недоимок, ибо крепко памятую, что, с получением права русского крестья нина, я получил право быть выдранным на миру за свои недоимки»1 2. Затем Синегуб писал, что до последне го времени он кое-как сводил концы с кон цами, хотя для этого и приходилось иног да работать по 12—14 часов в сутки. Но «бывает, что заработок у меня,— продол жал он,— не вытанцовывается, и тогда в дверь ко мне просовывает' свою морду нуж да, вот как, например, в настоящее время»3, И Синегуб обращается с просьбой к Мач тету пристроить куда-нибудь в печать на писанную им сказочку в стихах под назва нием «Сказка о мужике Егорке». Об этом произведении до сих пор нигде ничего не говорилось. Между тем весьма вероятно, что оно сохранилось и лежит в каком-нибудь забытом архиве. Пока же, по свидетельству самого Синегуба, известно, что написана «Сказка о мужике Егорке» в духе произведений, которые выпускали тог да для народа. «Я сравниваю ее,— писал Синегуб,— с теми книжками, какие продают для народа Макушин4 и хороший человек Сытин5, и нашел без всякого пристрастия, что она нисколько не хуже их в художе ственном отношении, а со стороны содер жания, пожалуй, даже лучше их»6. Свою сказку Синегуб, по-видимому, не один раз читал близким людям. Об этом он сообщал Мачтету: «Я бы своего Егорку никогда не выпустил в свет, если бы мне на это не давали бы смелости одобрения, которые он заслужил среди моих друзей по ссылке, посему я и рискую»7. Позднее, после того как Мачтету, несмотря на все его хлопоты, так и не удалось никуда при строить «Сказку», Синегуб говорил, что ее можно было рассматривать только в одном ряду с такими лубочными произведениями, 1 Рукописный отдел Государственной библио теки СССР имени В. И. Ленина (ЛБ), фонд 162, № 12 . 2 Там же. 3 Там же. * И. И. М а к у ш и н —издатель, книгопрода вец и видный деятель народного просвещения в Сибири. 3 И. Д. С ы т и н —известный издатель и кни гопродавец. 3 ЛБ, фонд 162, № 12. 1 Там же. как «Георгий-милорд», «Еруслан». «Среди сих произведний,— говорил он,— мой Егор ка, убежден в этом, стал бы красотой, и рабочему люду, несомненно, понравился бы! Что это было бы так, я знаю по опыту». И далее сообщает интересный факт: «В дни своей юности я сочинил стишину «Дума ткача». Добрые люди сунули ее в редак цию... и, понятно, там ее забраковали! Пу щенная в народ, она распевается между фабричным людом и в Питере, и в Москве, и в Одессе, и в Киеве... В Сибири мне пришлось столкнуться с несколькими ссыль ными из разных мест, распевавшими ту же песню и говоривших мне о том, в каком она ходу среди рабочих. Все это я вам го ворю для того, чтобы показать, что; Егорке не подобало бы пропасть в неизвестности»1. Из сказанного выше следует, что Сине губ в Сибири продолжал работать над про изведениями, близкими к устному народно му творчеству, что «Сказка о мужике Егор ке» по своему духу, вероятно, в каких-то аспектах перекликалась с его ранними по эмами «Илья Муромец» и «Атаман Сидор- ка!». Только спустя полгода получил Синегуб ответ на свое первое письмо. Дело в том, что нужда и погоня за заработком выну дили его вместе с семьей отправиться на далекий Ниманский прииск, о котором он писал, что «это гиблое место, страдающее водянкой (кругом болота и даже на горах), неизвестно ни одному географу2. Горько жилось поэту здесь, много страшного при шлось ему повидать. «Приисковая жизнь,— сообщал он Мачтету в одном из писем,— необыкновенно глуха вообще, а летом, ког да начинается промывка золота, она не только глуха, но и еще подла! Люди в это время как-то свирепеют. Чувство наживы пробуждается как в рабочих, так и в ли цах, заведующих прииском, до последней степени! Царит в воздухе недоверие и раз дражительность. Рабочие думают весьма естественно больше о себе, чем о дивиден дах владельцев, и посему все их помыслы на том, как бы украсть золотишко, ибо оно божье и их руками из земли вытащено! Правление, понятно, не разделяет этого мнения рабочих. Думает, что управленче ские кайла и лом дают золото, а не руки рабочих... Я, как старший по приисковым делам человек, стою в стороне и наблю даю. И какие горькие чувства рождаются у меня в душе при созерцании людей даже из среды нашей»3. От всего этого хотелось Синегубу куда- нибудь уйти, чтобы не видеть ужасов чело веческого падения. Живя на Ниманском прииске, Сергей Силыч начал серьезно ин тересоваться геологией. Им была собрана довольно большая коллекция руд, которую он переслал Петербургскому университету. Кроме того, одним из увлечений Синегуба в это время была фотография. 1 ЛБ, фонд .162, № 12. 2 Там же. 8 Там же.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2