Сибирские огни № 10 - 1969

быть то, старое, значит, забыть все лучшее в жизни твоей»1. Потом судьба надолго разлучила их. В конце 80-х годов имя Мачтета снова по­ явилось в печати, и Синегуб решил напи­ сать старому товарищу. В письме от 4 декабря 1889 года он сообщил, что стал теперь «многосемейным человеком», и дальше писал: «Единствен­ ный способ, при котором я могу обеспечи­ вать существование семьи, состоящей из 6 душ детей, жены и меня грешного, это идти в наймы. Это я и проделывал со дня выпуска меня из каторжной тюрьмы на по­ селение! Проделываю это и теперь, состоя в чине сибирского крестьянина, аккуратно выплачиваю подати и денежные взыскания, избегая недоимок, ибо крепко памятую, что, с получением права русского крестья­ нина, я получил право быть выдранным на миру за свои недоимки»1 2. Затем Синегуб писал, что до последне­ го времени он кое-как сводил концы с кон­ цами, хотя для этого и приходилось иног­ да работать по 12—14 часов в сутки. Но «бывает, что заработок у меня,— продол­ жал он,— не вытанцовывается, и тогда в дверь ко мне просовывает' свою морду нуж­ да, вот как, например, в настоящее время»3, И Синегуб обращается с просьбой к Мач­ тету пристроить куда-нибудь в печать на­ писанную им сказочку в стихах под назва­ нием «Сказка о мужике Егорке». Об этом произведении до сих пор нигде ничего не говорилось. Между тем весьма вероятно, что оно сохранилось и лежит в каком-нибудь забытом архиве. Пока же, по свидетельству самого Синегуба, известно, что написана «Сказка о мужике Егорке» в духе произведений, которые выпускали тог­ да для народа. «Я сравниваю ее,— писал Синегуб,— с теми книжками, какие продают для народа Макушин4 и хороший человек Сытин5, и нашел без всякого пристрастия, что она нисколько не хуже их в художе­ ственном отношении, а со стороны содер­ жания, пожалуй, даже лучше их»6. Свою сказку Синегуб, по-видимому, не один раз читал близким людям. Об этом он сообщал Мачтету: «Я бы своего Егорку никогда не выпустил в свет, если бы мне на это не давали бы смелости одобрения, которые он заслужил среди моих друзей по ссылке, посему я и рискую»7. Позднее, после того как Мачтету, несмотря на все его хлопоты, так и не удалось никуда при­ строить «Сказку», Синегуб говорил, что ее можно было рассматривать только в одном ряду с такими лубочными произведениями, 1 Рукописный отдел Государственной библио­ теки СССР имени В. И. Ленина (ЛБ), фонд 162, № 12 . 2 Там же. 3 Там же. * И. И. М а к у ш и н —издатель, книгопрода­ вец и видный деятель народного просвещения в Сибири. 3 И. Д. С ы т и н —известный издатель и кни­ гопродавец. 3 ЛБ, фонд 162, № 12. 1 Там же. как «Георгий-милорд», «Еруслан». «Среди сих произведний,— говорил он,— мой Егор­ ка, убежден в этом, стал бы красотой, и рабочему люду, несомненно, понравился бы! Что это было бы так, я знаю по опыту». И далее сообщает интересный факт: «В дни своей юности я сочинил стишину «Дума ткача». Добрые люди сунули ее в редак­ цию... и, понятно, там ее забраковали! Пу­ щенная в народ, она распевается между фабричным людом и в Питере, и в Москве, и в Одессе, и в Киеве... В Сибири мне пришлось столкнуться с несколькими ссыль­ ными из разных мест, распевавшими ту же песню и говоривших мне о том, в каком она ходу среди рабочих. Все это я вам го­ ворю для того, чтобы показать, что; Егорке не подобало бы пропасть в неизвестности»1. Из сказанного выше следует, что Сине­ губ в Сибири продолжал работать над про­ изведениями, близкими к устному народно­ му творчеству, что «Сказка о мужике Егор­ ке» по своему духу, вероятно, в каких-то аспектах перекликалась с его ранними по­ эмами «Илья Муромец» и «Атаман Сидор- ка!». Только спустя полгода получил Синегуб ответ на свое первое письмо. Дело в том, что нужда и погоня за заработком выну­ дили его вместе с семьей отправиться на далекий Ниманский прииск, о котором он писал, что «это гиблое место, страдающее водянкой (кругом болота и даже на горах), неизвестно ни одному географу2. Горько жилось поэту здесь, много страшного при­ шлось ему повидать. «Приисковая жизнь,— сообщал он Мачтету в одном из писем,— необыкновенно глуха вообще, а летом, ког­ да начинается промывка золота, она не только глуха, но и еще подла! Люди в это время как-то свирепеют. Чувство наживы пробуждается как в рабочих, так и в ли­ цах, заведующих прииском, до последней степени! Царит в воздухе недоверие и раз­ дражительность. Рабочие думают весьма естественно больше о себе, чем о дивиден­ дах владельцев, и посему все их помыслы на том, как бы украсть золотишко, ибо оно божье и их руками из земли вытащено! Правление, понятно, не разделяет этого мнения рабочих. Думает, что управленче­ ские кайла и лом дают золото, а не руки рабочих... Я, как старший по приисковым делам человек, стою в стороне и наблю­ даю. И какие горькие чувства рождаются у меня в душе при созерцании людей даже из среды нашей»3. От всего этого хотелось Синегубу куда- нибудь уйти, чтобы не видеть ужасов чело­ веческого падения. Живя на Ниманском прииске, Сергей Силыч начал серьезно ин­ тересоваться геологией. Им была собрана довольно большая коллекция руд, которую он переслал Петербургскому университету. Кроме того, одним из увлечений Синегуба в это время была фотография. 1 ЛБ, фонд .162, № 12. 2 Там же. 8 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2