Сибирские огни № 10 - 1969
шпал, и мечтали о том, что, как только до конца проложат железную дорогу, мы по едем в далекий заманчивый край искать свою долю, и будет она у нас хорошая. Долго хранилось у меня Лидино письмо, полученное вскоре после моего отъезда из Карайгира, где сестра писала, что они с Аришей расстались после одной неприятной истории. Сын лавочника настойчиво доби вался Аришиного расположения, а она это го ухажера отшила, и тогда он подговорил парней отомстить ей за это. Они напились и устроили ночью у школы скандал. Выкри кивали бранные слова, орали похабные пес ни, всячески угрожали, камнями разбили окно. Утром Ариша сказала: — Уйду я от тебя, Лида Николаевна. Худая слава через меня и на тебя ляжет, а это негоже. Ты учительша. Тебе в деревне уважение нужно. И не помогли ни уговоры, ни просьбы сестры остаться у нее. Ариша ушЛа на стройку железной дороги. В одном из более поздних писем сест ра-писала, как земский начальник, нанимая Аришу в услужение, улещал ее большим заработком, если она угодливой ему будет кухаркой. Ариша разозлилась и так на грубила ему, что он даже ногами затопал на нее, когда она спросила: «Ты, барин, за какую работу мне такой оклад сулишь? За денную, аль за ночную?» Каждый, кто прочитает «Виринею», уви дит, что историю с земским начальником ■Сейфуллина использовала полностью. В первой постановке «Виринеи» театром Вахтангова участвовали лучшие актеры труппы: Б. Щукин, Е. Алексеева, А. Горю нов, И. Толчанов и другие. Пьеса имела ог ромный успех. В 1927 г. по приглашению Пражского те атра Лидия Николаевна выезжала в Чехо словакию на премьеру «Виринеи», которая ■была поставлена на чешском языке. После премьеры сестра выезжала на стекольные заводы Богемии и в Кладно, где выступала перед рабочими. Всюду, где бы сестра ни выступала, ей оказывали сердечный прием и провожали как желанного друга из Советской Страны. По-особому была взволнована Лида, ко гда после выступления в КлаДН0 к ней по дошла пожилая работница и, прощаясь, поцеловала руку. Сестра обняла ее, смутив шись до слез. Работница громко сказала: «Я целую руку первой женщине, приехав шей к нам из Советского Союза». В 1928 г., по предложению А. В. Луна чарского, «Виринея» вместе с лучшей по становкой сезона — «Принцессой Туран дот» — была показана на международном фестивале во время гастролей театра в Па риже. Это был первый выезд советского те атра за границу. К сорокалетию Советской власти «Вири нея» была воссоздана труппой Воронежско го театра. С э+бй постановкой театр приез жал на гастроли в Москву. В дни великого юбилея нашей страны, когда отмечалось пятидесятилетие Октябрь ской революции, «Виринею» снова поставил театр имени Вахтангова. В настоящее время жизнь «Виринеи» продолжается в опере, созданной компози тором Слонимским, и на экранах кинотеат ров страны. Мы видим изумительный образ Виринеи-Чурсиной в кинокартине, созданной талантливым режиссером В. Фетиным. В своих воспоминаниях писательница Ольга Форш говорит: «В памяти возника ет премьера в театре Вахтангова пьесы Сей- фуллиной «Виринея». Непрерывные аплодисменты подчеркива ют удачу текста, языка, оригинальность са мой героини. Я помню маленькую, крепко свинченную фигурку Лидии Николаевны, ее живописное татарское лицо, обрамленное детски под стриженной челкой, ее непомерно большие глаза. Она вышла на аплодисменты, окружен ная главными исполнителями спектакля. Со слезами на своих замечательных глазах, как бы взятых из равеннской мозаики, Лидия Николаевна сказала взволнованно: — Да это не я, это актеры — их победа. Это было сказано скромно и искренне. «...Виринея была первой новой женщи ной, во всей свежести и убедительности во площенной в пьесе. После нее легко появи лись другие новые женщины — передовые колхозницы, члены правительства, избран ницы народа, защитники мира во всем ми ре. Но Виринея была первой...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2