Сибирские огни № 10 - 1969

шпал, и мечтали о том, что, как только до конца проложат железную дорогу, мы по­ едем в далекий заманчивый край искать свою долю, и будет она у нас хорошая. Долго хранилось у меня Лидино письмо, полученное вскоре после моего отъезда из Карайгира, где сестра писала, что они с Аришей расстались после одной неприятной истории. Сын лавочника настойчиво доби­ вался Аришиного расположения, а она это­ го ухажера отшила, и тогда он подговорил парней отомстить ей за это. Они напились и устроили ночью у школы скандал. Выкри­ кивали бранные слова, орали похабные пес­ ни, всячески угрожали, камнями разбили окно. Утром Ариша сказала: — Уйду я от тебя, Лида Николаевна. Худая слава через меня и на тебя ляжет, а это негоже. Ты учительша. Тебе в деревне уважение нужно. И не помогли ни уговоры, ни просьбы сестры остаться у нее. Ариша ушЛа на стройку железной дороги. В одном из более поздних писем сест­ ра-писала, как земский начальник, нанимая Аришу в услужение, улещал ее большим заработком, если она угодливой ему будет кухаркой. Ариша разозлилась и так на­ грубила ему, что он даже ногами затопал на нее, когда она спросила: «Ты, барин, за какую работу мне такой оклад сулишь? За денную, аль за ночную?» Каждый, кто прочитает «Виринею», уви­ дит, что историю с земским начальником ■Сейфуллина использовала полностью. В первой постановке «Виринеи» театром Вахтангова участвовали лучшие актеры труппы: Б. Щукин, Е. Алексеева, А. Горю­ нов, И. Толчанов и другие. Пьеса имела ог­ ромный успех. В 1927 г. по приглашению Пражского те­ атра Лидия Николаевна выезжала в Чехо­ словакию на премьеру «Виринеи», которая ■была поставлена на чешском языке. После премьеры сестра выезжала на стекольные заводы Богемии и в Кладно, где выступала перед рабочими. Всюду, где бы сестра ни выступала, ей оказывали сердечный прием и провожали как желанного друга из Советской Страны. По-особому была взволнована Лида, ко­ гда после выступления в КлаДН0 к ней по­ дошла пожилая работница и, прощаясь, поцеловала руку. Сестра обняла ее, смутив­ шись до слез. Работница громко сказала: «Я целую руку первой женщине, приехав­ шей к нам из Советского Союза». В 1928 г., по предложению А. В. Луна­ чарского, «Виринея» вместе с лучшей по­ становкой сезона — «Принцессой Туран­ дот» — была показана на международном фестивале во время гастролей театра в Па­ риже. Это был первый выезд советского те­ атра за границу. К сорокалетию Советской власти «Вири­ нея» была воссоздана труппой Воронежско­ го театра. С э+бй постановкой театр приез­ жал на гастроли в Москву. В дни великого юбилея нашей страны, когда отмечалось пятидесятилетие Октябрь­ ской революции, «Виринею» снова поставил театр имени Вахтангова. В настоящее время жизнь «Виринеи» продолжается в опере, созданной компози­ тором Слонимским, и на экранах кинотеат­ ров страны. Мы видим изумительный образ Виринеи-Чурсиной в кинокартине, созданной талантливым режиссером В. Фетиным. В своих воспоминаниях писательница Ольга Форш говорит: «В памяти возника­ ет премьера в театре Вахтангова пьесы Сей- фуллиной «Виринея». Непрерывные аплодисменты подчеркива­ ют удачу текста, языка, оригинальность са­ мой героини. Я помню маленькую, крепко свинченную фигурку Лидии Николаевны, ее живописное татарское лицо, обрамленное детски под­ стриженной челкой, ее непомерно большие глаза. Она вышла на аплодисменты, окружен­ ная главными исполнителями спектакля. Со слезами на своих замечательных глазах, как бы взятых из равеннской мозаики, Лидия Николаевна сказала взволнованно: — Да это не я, это актеры — их победа. Это было сказано скромно и искренне. «...Виринея была первой новой женщи­ ной, во всей свежести и убедительности во­ площенной в пьесе. После нее легко появи­ лись другие новые женщины — передовые колхозницы, члены правительства, избран­ ницы народа, защитники мира во всем ми­ ре. Но Виринея была первой...»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2