Сибирские огни № 10 - 1969
Назрела необходимость иметь в Сибири хотя бы два комплексных научно-исследо вательских института. Один, возможно, в Новосибирске— институт ботаники и ра стительных ресурсов. В его задачу должно входить, во-первых,— изучение размеров и качественных особенностей различных растительных ресурсоз (лекарственных, ви таминных, кормовых, технических), во-вто рых,— определение основных направлений в их использовании и восстановлении, в-третьих,— определение «оптимального» — в смысле красоты и пользы для челове ка — природного ландшафта по различным зонам Сибири. Может быть, такой инсти тут уместен в составе вновь создаваемого Сибирского отделения ВАСХНИЛ? Второй же институт, который нужен Сибири — это институт народной медици ны и фитотерапии (то есть лечения лекар ственными растениями). Такие институты имеются в ряде стран Европы и Азии, они нужны и нам. Кстати, об этом писали не сколько лет назад на страницах «Литера турной газеты» видные ученые нашей стра ны— Б. П. Токин, А. Ф. Гаммерман, А. А. Яценко-Хмелевский, А. А. Федоров и другие. Но институты могут решить только на учные проблемы рационального использо вания растительных богатств для здраво охранения и питания человека. Проблему же их сохранения и массового восстанов ления может решить только производствен ная организация в виде специализирован ной службы учета, охраны, использования и восстановления растительных ресурсов. Такие организации есть в системе Мини стерства сельского хозяйства (по кормодо быванию), но, очевидно, их недостаточно для правильного использования лекарствен ных ресурсов. Следовало бы расширить за дачи и сеть хозяйств Всесоюзного объеди нения «Лекраспрома» или Глазного а п течного управления. Но это — тема для специального обсуждения в печати и на совещаниях. Нужно отметить, что, например, в Лит ве все угодья, где имеются лекарственные растения, взяты под контроль аптечного управления. Заготовки здесь ведут только организованные группы людей — школьни ки, комсомольцы и пенсионеры — под ру ководством инструкторов, работающих при аптеках и прошедших специальную курсо вую подготовку. Очевидно, это один из наиболее верных путей к упорядочению заготовки лекарственных растений. Но для того, чтобы правильно заготов лять и восстанавливать (в улучшенном ви де) полезные растения, надо уметь отли чать их в природе и знать их лечебную, витаминную и эстетическую ценность. И вот здесь выясняется, что мы очень мало знаем растения, среди которых жи вем. Это прежде всего результат слабого, формального изучения ботаники во многих наших школах. В высокое понятие «Роди на», которое прививает детям советская школа, должна входить и любовь к окру жающей нас природе, ее образ, данный не только в поэтических произведениях и общих словах, но и в детальном зна нии, пусть небольшого, уголка родной при роды. Я видел беседку и цветник в Шушен ском, созданные Владимиром Ильичей и Надеждой Константиновной. Как умел В. И. Ленин любоваться каждым цветком и как он суров был к людям, обедняющим живую природу! Ленинское отношение к природе озна чает не только вдумчивое, бережное ис пользование ее богатств, но и познание радости от общения с красотами любимых ландшафтов. Мы все живем и трудимся во имя соз дания условий для гармоничного развития личности человека. Теперь, когда средняя продолжительность жизни в нашей стране перевалила за 70, когда многие болезни отступили, нужно, чтобы рациональное пи тание с достаточным количеством витами нов и других необходимых веществ было достоянием всех трудящихся. Здесь боль шую роль мог бы сыгра гь Кодекс здо ровья, о котором говорит министр здраво охранения СССР академик Б. В. Петров ский. Такой кодекс, составленный на осно ве современных достижений биологии и медицины для разных групп населения, мог бы быть настольным руководством для каждой семьи. И право, имея его под рукой, не нужно было бы долго доказы вать, почему надо есть регулярно Чеснок и укроп, морковь и свеклу, черемшу и брус нику или пить сок шиповника и сморо дины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2