Сибирские огни № 09 - 1969
жениям, с ее интонациями, то щебечущими, то злыми, то задушевными. Этому изо бражению сопутствует анализ трактовки образа актрисой. Объемность творческого портрета достигается тем, что тут как бы накладываются друг на друга, в авторском сопоставлении, образ актрисы Агарзновой с ее человеческой индивидуальностью, об раз Лизы, созданный ею в спектакле, и об раз Лизы, созданный драматургом в пьесе, отличающийся от актерской трактовки. Глава «Любозь Лизы Охотниковой» — одна из лучших в книге. С художнической эмоциональностью изо бражены А. Покидченко в «Барабанщице» и В. Гарин в роли Володи из пьесы В. Ро зова «В дороге». Да, в этих главах автору удалось оста новить «прекрасные мгновенья», сохранить их отблеск, их отзвук. Но задача книги более активна, чем только фиксация проис ходившего на сцене. М. Рубина доказа тельно отстаивает свои оценки ролей и спектаклей. Например, она умеет точно объяснить, почему А. Малышев с успехом сыграл врача Охотникова в «Потерянном сыне» и без взлета исполнил роль тоже врача Платона Кречета, находит глубин ную взаимосвязь этого, на первый взгляд, странного явления. Она убедительно за щищает гаринскую трактовку образа Воло ди. Постановка «В дороге» в Новосибир ском ТЮЗе была принята далеко не еди нодушно: некоторые зрители и критики уп рекали театр ь том, что Володя слишком легко перевоспитывается. Но театр как раз трактовал образ Володи как хорошего человека, который нуждается не в «пере воспитании», а в нормальном воспитании, в познании трудовой жизни. Жалко, что не все «акгеры и роли» по лучили б книге глубокое отображение. Гла ва о М. Бибере скорее биографическая, чем исследовательская. М. Рубина справедливо восхищена исполнением роли черта Трепи- файксла в спектакле «Забытый черт», одна ко на сей раз она довольствуется внешним описанием, не анализируя тонкий и слож ный комплекс актерской работы. Она толь ко усердно подчеркивает «органичность» Бибера. Но лишь эта сторона в применении все-таки к образу черта звучит несколько комически. К тому же, можно подумать, что «органичность» означает голую интуи тивность, без сознательного мастерства. Говоря о К. Захарове в роли Максима, в спектакле «Чти отца своего», автор за мечает: «Захаров проводит сцену удиви тельно. Происходит то невыразимое ника кими словами чудо искусства, которое нуж но просто увидеть и испытать на себе». Но ведь в этаком роде можно сказать о любом хорошем исполнении, и зачем тогда театро ведение? Ведь на многих страницах книги тезис о невыразимости чуда искусства вполне успешно опровергается. Однако в главе о Захарове автор и в самом деле уходит от анализа, от пластического изо бражения и не столько вникает в игру За харова, сколько излагает роль. Хотя и здесь есть тонко подмеченные отдельные детали. Описательно, цитатно говорится об ис полнении Народным артистом РСФСР Н. А. Михайловым роли Ленина в спек такле «Между ливнями». Это произошла от однозначного, монотонно одобритель ного отношения к далеко не бесспорной работе прекрасного артиста. Ограничивает автор себя только зрительскими, из зала, впечатлениями от игры А. Беляева в «Оке ане» А. Штейна, а надо бы больше проник новенности и профессионализма в раскры тии этой незаурядной актерской работы. В лучших главах М. Рубина создает впечатляющие портреты актеров. В моно графии о Новосибирском ГЮЗе «Поймать жар-птицу» ей удалось создать портрет те атра, причем не статичный, а живой, раз вивающийся, с достоинствами и недостат ками. Автор ведет разговор не только со зрителем, но и с театром. И этот квали фицированный, доказательный разговор полезен. Подчеркивая приверженность ТЮЗа к революционной романтике, М. Рубина объ ясняет, почему театр часто обращается к таким старым пьесам, как «Друзья и го ды», «Парень из нашего города», «Юность отцов»: «Можем ли мы сегодня назвать драматургов, столь же эмоционально ' й точно ведущих с детьми разговор о време ни, в котором они живут? Разве что два- три имени, появившиеся совсем недавно. Даже Виктор Розов, много лет пишущий для юношества, с его страстным неприяти ем нравственной нечистоплотности, мещан ского благополучия, скорее отвечает на вопрос «как жить не должно?», чем на жгу чее «делать жизнь с кого?». А он требует ответа —этот вопрос вопросов». Автор прослеживает последовательную линию ТЮЗа в спектаклях для самых ма леньких зрителей, линию режиссерских и актерских находок, открытий, изобретатель ности. Бессловесный солдат Лимошка в «Приключениях Чипполинэ» неожиданно становится одной из самых запоминающих ся фигур. Традиционного гнома Фантика из «Белоснежки» актриса А. Гаршина превра щает в очаровательного седобородого юно шу. В. Гарин з «Коньхе-горбунке» изобра жает царя юрким, стареньким дитятей, эгоистичным и вздорным. Из рассмотрения этих спектаклей выво дится в книге заключение: «Тюзовцы ста вят и играют сказки охотно, наслаждаясь и самим материалом, и собственной изо бретательностью. Народность этого жанра, его ироничность, очевидно, импонируют де мократическому настрою коллектива... Нередко тюзовские сказки привлекают пап и мам почти так же, как и самих малы шей. А это — верный признак удачи». Автор подмечзет, что некоторые досто инства ТЮЗа имеют и обратную сторону: «Сам факт, чго теато вырастил своих соб ственных режиссеров, тоже накладывает к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2