Сибирские огни № 09 - 1969
ги не упоминает о местном колорите их искусства. Для них оказываются достаточ ными общехудожественные характеристи ки. Лишь по поводу картины Г. Гуркина «Былина» сказано: «Вся картина проник нута настроением народного повествования предков о тайнах алтайских гор», но, ко нечно, этого слишком мало для выяснения вопроса. А. Фатьянов не пытается углубиться в область теории искусства. Однако вопрос местного своеобразия искусства относится столько же к теории, сколько и к прак тике. Видеть, чем данная картина, данная школа искусства отличается от всех дру гих— значит видеть самое произведение, группу произведений, школу искусства, а не высказанное кем-то мнение о них. Во прос местного колорита — вопрос точности и правдивости искусствоведческих опреде лений. К сожалению, А. Фатьянов не всегда стремится к такой точности. Когда речь идет о судьбе картины, можно не сомне ваться, что сообщаемые факты верны, как если бы мы их брали из первоисточника. Но стоит А. Фатьянову отступить от люби мой музееведческой тропы, как он стано вится небрежен, излишне доверчив к слу чайным сведениям. Это тем более обидно, что книга «Судьба сокровищ» — плод мно голетней работы. Чтение книги «Судьба сокровищ» не ос тавляет впечатления, что написана «глав ная» книга А. Фатьянова. Очевидно, авто ром задумано новое произведение на ту же тему по истории искусства в Сибири и, более конкретно, в Иркутске, где центром художественной культуры давно стал руко водимый А. Фатьяновым музей. Будем на деяться, что это новое сочинение сохранит достигнутую автором душевную теплоту и приобретет больше точности в характери стиках произведений искусства и отдель ных явлений русской и советской художе ственной жизни. А. Н И К У Л Ь К О В РЕЧЬ ИДЕТ О ТЕАТРЕ О Новосибирске, городе высокой театральной культуры, неминуемо должно развиваться театроведение. И дей ствительно, за последние годы появи лись книги Б. Рясенцева и Ю. Постнова, уже известны читателям главы из труда Л. Баландина по истории «Красного факе ла», опубликованные в «Сибирских огнях». Теперь эту, небольшую пока, библиотечку пополнила книга Марины Рубиной «Актеры и роли»1. Книга состоит из грех разделов: «Порт реты» (здесь автор анализирует, «как био графия артиста, его человеческая сущность определяют творческую индивидуаль ность»), «Рассказы о театральных героях» (где сделана попытка как бы «застеногра фировать» ту минуту творчества на сцене, которая уходит навсегда вместе с закрыти ем занавеса) и монография о Новосибир ском ТЮЗе «Поймать жар-птицу». Портрет актера «Красного факела» Иго ря Полякова нарисован не только с театро ведческой аналитичностью, но и с художе ственной выразительностью. Описание свое образной личной библиотеки артиста, лако ничные факты его общественной принци пиальности. внешний его облик («Он не множко увалень. Лицо с мягкими, округ лыми чертами -могло бы показаться безмя тежно добродушным, если б не умные, чуть иронические глаза»),— все это выпукло вос создает перед читателем цельный характер. Автор интересно раскрывает, как индиви дуальные черты Полякова отражаются в образах героев, создаваемых им на сцене. Вот начальник прииска Игнатов из пье сы А. Арбузова «Таня». В этой роли, пишет М. Рубина, мало «плоти и крови», но «в ис полнении Полякова Игнатов поражает че ловеческой значительностью... И никому не приходит в голову, что «положительный социальный герой» Игнатов мог бы быть и «мужественней», и стройней. Зрители при нимают- его таким, каков он есть —живой, конкретный характер. Выразителен портрет и другого актера, одновременно режиссера «Красного факела», Алексея Малышева. Здесь меньше, может быть, найдено характерных деталей, но убе дительно раскрыта суть Малышева как ак тера мысли, склонного к глубоким оЬобще- ниям, отчего и тянет его к режиссуре. В. Г. Белинский писал: «Сценическое искусство есть искусство неблагодарное, потому что оно живет только в минуту творчества, и, могушественно действуя на душу в настоящем, оно неуловимо в про шедшем». Великий критик остановил пре красное мгновенье, описав игру Мочалова в «Гамлете». В ряде работ и мемуаров на всегда зафиксированы сценические вопло щения Станиславского, Качалова, Москви на, Мейерхольда. Это одна из насущных и необходимых задач для каждого театро веда. На лучших страницах книги решить та кую задачу удается и М. Рубиной. Зримо, живо изображена , Народная артистка РСФСР Е. Г. Агаронова в роли Лизы Охотниковой в пьесе А. Арбузова «Поте рянный сын». Мы словно видим героиню. Агароновой, с ее изящной внешностью, моложавостью, с ее легкомыслием и спо собностью к глубоким психологическим дви 1 М а р и н а Р у б и н а . Актеры и роли, Но восибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1968.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2