Сибирские огни № 09 - 1969

ги не упоминает о местном колорите их искусства. Для них оказываются достаточ­ ными общехудожественные характеристи­ ки. Лишь по поводу картины Г. Гуркина «Былина» сказано: «Вся картина проник­ нута настроением народного повествования предков о тайнах алтайских гор», но, ко­ нечно, этого слишком мало для выяснения вопроса. А. Фатьянов не пытается углубиться в область теории искусства. Однако вопрос местного своеобразия искусства относится столько же к теории, сколько и к прак­ тике. Видеть, чем данная картина, данная школа искусства отличается от всех дру­ гих— значит видеть самое произведение, группу произведений, школу искусства, а не высказанное кем-то мнение о них. Во­ прос местного колорита — вопрос точности и правдивости искусствоведческих опреде­ лений. К сожалению, А. Фатьянов не всегда стремится к такой точности. Когда речь идет о судьбе картины, можно не сомне­ ваться, что сообщаемые факты верны, как если бы мы их брали из первоисточника. Но стоит А. Фатьянову отступить от люби­ мой музееведческой тропы, как он стано­ вится небрежен, излишне доверчив к слу­ чайным сведениям. Это тем более обидно, что книга «Судьба сокровищ» — плод мно­ голетней работы. Чтение книги «Судьба сокровищ» не ос­ тавляет впечатления, что написана «глав­ ная» книга А. Фатьянова. Очевидно, авто­ ром задумано новое произведение на ту же тему по истории искусства в Сибири и, более конкретно, в Иркутске, где центром художественной культуры давно стал руко­ водимый А. Фатьяновым музей. Будем на­ деяться, что это новое сочинение сохранит достигнутую автором душевную теплоту и приобретет больше точности в характери­ стиках произведений искусства и отдель­ ных явлений русской и советской художе­ ственной жизни. А. Н И К У Л Ь К О В РЕЧЬ ИДЕТ О ТЕАТРЕ О Новосибирске, городе высокой театральной культуры, неминуемо должно развиваться театроведение. И дей­ ствительно, за последние годы появи­ лись книги Б. Рясенцева и Ю. Постнова, уже известны читателям главы из труда Л. Баландина по истории «Красного факе­ ла», опубликованные в «Сибирских огнях». Теперь эту, небольшую пока, библиотечку пополнила книга Марины Рубиной «Актеры и роли»1. Книга состоит из грех разделов: «Порт­ реты» (здесь автор анализирует, «как био­ графия артиста, его человеческая сущность определяют творческую индивидуаль­ ность»), «Рассказы о театральных героях» (где сделана попытка как бы «застеногра­ фировать» ту минуту творчества на сцене, которая уходит навсегда вместе с закрыти­ ем занавеса) и монография о Новосибир­ ском ТЮЗе «Поймать жар-птицу». Портрет актера «Красного факела» Иго­ ря Полякова нарисован не только с театро­ ведческой аналитичностью, но и с художе­ ственной выразительностью. Описание свое­ образной личной библиотеки артиста, лако­ ничные факты его общественной принци­ пиальности. внешний его облик («Он не­ множко увалень. Лицо с мягкими, округ­ лыми чертами -могло бы показаться безмя­ тежно добродушным, если б не умные, чуть иронические глаза»),— все это выпукло вос­ создает перед читателем цельный характер. Автор интересно раскрывает, как индиви­ дуальные черты Полякова отражаются в образах героев, создаваемых им на сцене. Вот начальник прииска Игнатов из пье­ сы А. Арбузова «Таня». В этой роли, пишет М. Рубина, мало «плоти и крови», но «в ис­ полнении Полякова Игнатов поражает че­ ловеческой значительностью... И никому не приходит в голову, что «положительный социальный герой» Игнатов мог бы быть и «мужественней», и стройней. Зрители при­ нимают- его таким, каков он есть —живой, конкретный характер. Выразителен портрет и другого актера, одновременно режиссера «Красного факела», Алексея Малышева. Здесь меньше, может быть, найдено характерных деталей, но убе­ дительно раскрыта суть Малышева как ак­ тера мысли, склонного к глубоким оЬобще- ниям, отчего и тянет его к режиссуре. В. Г. Белинский писал: «Сценическое искусство есть искусство неблагодарное, потому что оно живет только в минуту творчества, и, могушественно действуя на душу в настоящем, оно неуловимо в про­ шедшем». Великий критик остановил пре­ красное мгновенье, описав игру Мочалова в «Гамлете». В ряде работ и мемуаров на­ всегда зафиксированы сценические вопло­ щения Станиславского, Качалова, Москви­ на, Мейерхольда. Это одна из насущных и необходимых задач для каждого театро­ веда. На лучших страницах книги решить та­ кую задачу удается и М. Рубиной. Зримо, живо изображена , Народная артистка РСФСР Е. Г. Агаронова в роли Лизы Охотниковой в пьесе А. Арбузова «Поте­ рянный сын». Мы словно видим героиню. Агароновой, с ее изящной внешностью, моложавостью, с ее легкомыслием и спо­ собностью к глубоким психологическим дви­ 1 М а р и н а Р у б и н а . Актеры и роли, Но­ восибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1968.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2