Сибирские огни № 09 - 1969
П. М У Р А Т О В СЧАСТЬЕ МУЗЕЙНОГО РАБОТНИКА Д иректор Иркутского художественного музея А. Фатьянов написал очеред ную книгу. И хотя книг у А. Фатьянова всего две — «Иркутский художественный музей» (1958 г.) и теперешняя «Судьба со кровищ»1— написанное им составляет ма ленькую библиотечку, основное место в которой занимают каталоги выставок с био графическими или историко-художествен ными вступительным/! статьями. При на шей бедности искусствоведческой литера турой, касающейся Сибири,—это уже яв ление. Работы А. Фатьянова имеют свой ярко выраженный характер. Любая тема в трак товке автора сейчас же поворачивается своей бытовой и исторической стороной. Взаимодействие и борьба художественных идей его занимают в меньшей степени, что, разумеется, не говорит о равнодушии автора к идеологическим проблемам ис кусства. А. Фатьянов на всю жизнь я настолько полюбил передвижников, что не в состоя нии отнестись к ним критически — подобно тому, как мать не в состоянии разлюбить своего ребенка. Он предан сибиреведению так, как может быть ему предан человек, не мыслящий для себя другого занятия и иного образа действий. Книга «Судьба сокровищ» представля ет собой восторженное описание встреч с художниками, с коллекционерами, с произ ведениями искусства, не имеющими точ ного паспорта. Пятьдесят два раза в пя тидесяти двух очерках А. Фатьянов рас сказывает практически одно и то же: как было найдено, обследовано и водворено на вечное поселение в Иркутский художест венный музей то или иное произведение искусства. Тем не менее, читатель зара жаясь интересом автора, не заскучает про слеживать историю за историей. Построение книги напоминает экспози цию Иркутского художественного музея. Сначала идет рассказ о коллекции В. Су качева, положившей начало музею, потом— рассказ о судьбе наиболее интересных про изведений древнерусского искусства, рус ского искусства XVI И—XIX веков, совет ского искусства; заканчивается обзор по вествованием о судьбах сокровищ зарубеж I д. Ф а т ь я н о в . Судьба сокровищ, Ир кутск, Вост.-Сиб. кн. изд., 1967. ного искусства. Во все упомянутые разде лы, исключая западный, вставлены рас сказы о произведениях искусства Сибири, хронологически соответствующих указан ному времени. Благодаря такому приему сибирское искусство органично вошло в об щерусское, но потерялась его специфика, увидеть которую хочет и специалист в об ласти искусства и мало подготовленный читатель. Особенности искусства Сибири никому пока еще не ясны, потому что не изучены. Не ясны они и А. Фатьянову. Сравнивая икону-хоругвь русско-европейского проис хождения с иконой, в местном происхож дении которой А. Фатьянов не сомневает ся, он пишет: «Композиция иконы, распо ложение фигур, даже колорит — все соот ветствует композиции знамени-хоругви, В иконе больше нарушена анатомия фигур, фактура живописи грубее, в то время как хоругвь написана нежными по цвету и тонкими по выражению красками. Из этого видно, что местные илимские иконописцы брали в качестве образца изображения, за везенные в Сибирь из северной части Рос сии». Однако бесспорный факт проникно вения в Сибирь христианства со всеми его атрибутами, считая и живопись, в данном случае ничего не объясняет. Воспроизве денные на страницах книги обе иконы об наруживают такое несходство типов худо жественного мышления их авторов, что о прямом заимствовании не может быть ре чи. Икона-хоругвь —вся бесплотна и воз вышенна. Одноименная икона сибирского происхождения тяжеловесна. Мастер все время сбивается на манеру светского живо писца. Если ему и было свойственно рели гиозное настроение, то он не сумел его вы разить. По-видимому, между иконами того и другого типа существовали еще и промежу точные, свидетельствующие о постепенном отклонении от образца. В том же Иркут ском художественном музее хранятся ико ны, похожие на воспроизведенную сибир скую, но с монголоидным типом лиц свя тых Следовательно, выбранная А. Фатья новым икона показывает не вообще сибир ское иконописание, а всего лишь частный факт, промежуточное явление между при возными иконами и теми, которые начали создаваться мастерами з окружении мест ного нерусского населения. Сам автор хо рошо осознает неполноту своих выводов: «Сибирская иконопись еще не изучена и ждет своего исследователя». Светское искусство XVIII—XIX веков в отношении образа мысли и чувства .сиби ряков менее выразительно, чем иконопись. Виды Сибири, типы ее обитателей, создан ные местными и, главным образом, приез жими и проезжими художниками, с точки зрения стиля, т. е. образа мысли художни ка, не поднимаются над уровнем этногра фических зарисовок туриста. Описывая судьбу произведений С. Вронского, Н. Бес тужева, М. Пескова, Е. Мейера, автор кни-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2