Сибирские огни № 09 - 1969

«среди листвы вертлявой». И при всем том картинка не остается просто картинкойз «старательные капли» открывают в стихо­ творении ненавязчивый второй план — дождь становится чем-то как бы одушев­ ленным, он занят своим, почти осмыслен­ ным делом... Этот «второй план» наверня­ ка не ускользнет от внимания маленького читателя. В стихах Т Белозерова нет ничего «го­ лословного», декларативного. Любое сооб­ щение всегда живет в конкретном Образе, в предметно-ощутимой детали. Ребенок не просто прочитает о событии, малом или большом, но и увидит его. Поспела мали­ на — «на шершавом туеске красные поте­ ки». Наступил жаркий полдень — «шмель жужжит, как заводной, а взлететь не мо­ жет». Многие из таких «событий» нарисо­ ваны очень экспрессивно. Вот ветер: С криком выпала ворона Из растрепанных ветвей. Заметьте, ворона не просто «вылетела», я «выпала», и притом из ветвей — «растре­ панных»! Вот какой поднялся ветер!.. Здесь в самой основе ощущаешь взгляд ребенка, всю непосредственность его сло­ весной реакции. Ведь именно ребенок мог бы нечаянно обмолвиться этим самым «вы­ пала». Очень привлекательно у Т. Белозерова то, что он никогда не «сюсюкает» с ребен­ ком, а ведет разговор с ним всерьез, не­ равных. Смотрите, как рисуется этот мед­ ведь: Бродил в тайге владыка бурый. Купался в заводях реки. Его линяющая шкура Скрывала мускулов клубки. Медведя «свинцовою картечью свалили .наземь два ствола», а потом — ...псиной пахнущую шкуру Втолкал в мешок Таежник хмурый. Да, это не умильный плюшевый «миш­ ка» из тех, что кормят моль на страницах иных слащавых книжек, это настоящий зверь, а с таким и познакомиться интересно, и судьбе его не грех посочувствовать всерь­ ез... Поэт ведет своего маленького друга- читателя, минуя мармеладную условность, в реальный, исхоженный им мир, где «вы­ езжают на покосы пристанские мужики», где «трутся листья сонного бурьяна о ху­ дые ноги старика» («Утро бакенщика»). Но не отпугнет ли эта серьёзность ма­ ленького читателя? Быть может, здесь не всегда учитывается его возраст и опыт. Я думаю, эти опасения излишни: стихи Т. Белозерова очень прозрачны по фактуре, хорошо обозримы не только в частностях, но и в целом. А кроме того, поэт прекрас­ но чувствует, когда и как нужно «разря­ дить атмосферу» (если есть в этом необ­ ходимость), внести в рассказ элемент игры. Ведь даже в тех же стихах о медведе вдруг мелькают строки, вполне работаю­ щие на общий замысел, но и в то же вре­ мя —забавные, с лукавинкой, и в этом смысле даже несколько «самостоятельные»: прочитав стихотворение, хочется вспомнить и повторить их отдельно: Под шерстью двигались лопатки, Между собой играли в прятки. Игра, веселая шутка есть почти в каж­ дом стихотворении книги, особенно —в за­ гадках, скороговорках, прибаутках. Однажды старый молоток Зубило не взлюбило. — Ты мало бьешь меня, браток!-* Воскликнуло Зубило. Конечно, тут многое от игры. Но игра здесь лишь повод для того, чтобы сооб­ щить ребенку нечто достаточно серьезное: парадоксальный с виду «конфликт» откры­ вает целый род отношений в мире вещей — отношений в данном случае особых, но вполне логичных по существу. И уж, казалось бы, чего требовать от скороговорки? Была бы заковыристой, язы- коломной — и только! А вот послушайте-каз У боярина Бобра Нет богатства, нет добра. Два бобренка у бобра — Лучше всякого Добра! Разве «гвоздь» этой прелестной миниа­ тюры в одной «скороговорочности»? Раз­ гадать белозеровскую загадку —это дишь полдела, полрадости. Кроме собственно «секрета» в ней всегда есть поэтическая зоркость, свежесть взгляда. Есть, к сожалению, в книге и две-три не очень интересные вещи, от которых, навер­ ное, можно было бы избавиться. Содержа­ ние стихотворения «Земля с высоты», на­ пример, таково: пока человек в полете—■ на земле все кажется маленьким, «но при­ землится вертолет — и станет все таким, как надо». Очевидно, об этом простейшем «феномене» ребенку в состоянии сообщить любой взрослый. Поэтом для такого сооб­ щения быть вовсе не обязательно... Не со­ всем продуманы и такие строки: Но вот, как в пещеру упрямую гну, В огромную тучу Втянули луну. Боюсь, что читатель дошкольного воз­ раста (а ему к адресована книга) решит, что на свете бывает некая... «упрямая гна»... И все же хорошую книгу подарил ре­ бятам Тимофей Белозеров. Я на радуге живу. Приходите в гости! — это его приглашение малыши примут с ра­ достью.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2