Сибирские огни № 09 - 1969
ского монастыря. Объяснить подобное, ка жется, можно только недоверием к жизни или же недостаточным знанием ее. Хоте лось бы, чтобы автор тщательней присмот релся к жизни и нашел в ней более убеди тельные нюансы для портрета чудесной женщины Надюхи Калинкиной. Да, главный герой романа Н. Шунди- ка — Россия. В ее исторической перспек тиве. Именно этим главным героем можно объяснить и так смело вписанные в роман драматические сцены с Есениным. И они, эти сцены, не воспринимаются как инород ное тело в романе. Появление их подго товлено не только всем ходом глубоких раздумий писателя Браташа о судьбах Рос сии и о природе нашей революции. Оно мотивировано и местом действия романа — родина Есенина,—и всей жизнью Брата ша, одержимого мечтой разгадать тайну Есенина. Более того, сцены с Есениным прекрасно гармонируют с общим лириче ским настроем всего романа, написанного, как справедливо утверждает автор в пре дисловии, «во славу, а не в бесчестие» на шей древней земли. И что особенно удивительно,— сцены с Есениным звучат остро современно вовсе не случайно, а потому, что они перекли каются с раздумьями и Браташа, и Соко лова, и Комарковой, и Калинкиной, и Де ниса Ганина. Чего стоит, например, только вот этот маленький монолог большевика Сергеева, наиболее глубоко понявшего Есе нина: «Революцию нашу считаю святой. И ес ли есть кровь, стон, слезы, скрежет зубов ный, так это всегда бывает при родах. А тут сама история новому веку жизнь дает. Надо же кому-то из поэтов и ее стон услышать, и ее святые слезы уви деть. Такое, кажется, дано Есенину». А почему это так важно знать нам в на ше время? Да хотя бы потому, чтобы не представлять нашу революцию сплошным триумфальным маршем. Чтобы не заглу шать и в себе печали по поводу пролитых когда-то святых слез и священной крови. Чтобы было с чем сравнивать наши нынеш ние душевные перегрузки с теми, которые приходилось выдерживать Есенину и его современникам. Сравнивать для того, что бы было чем питать «наше бесстрашие в самоочищении». А . К У Х Н О „КОГДА СТРОКУ ДИКТУЕТ ЧУВСТВО...“ К ак бы ни волновали нас те или иные события, как бы дороги ни были те «ли иные люди,?—постепенно все отодви гается, отдаляется, уступает место новым переживаниям и привязанностям. Детство, юность, первая любовь, радость и горе, увле ченность любимым делом — все проходит. Рано или поздно оглянется человек на пройденный путь и увидит себя в отдале нии, среди близких и родных, которых, может быть, уже и на свете нет, но каж дый из которых оставил в характере, в судьбе человека частицу своей души. Ре- троспективность —не литературный прием, а свойство общечеловеческое, и худо то му, кто не умеет во-время оглянуться и сделать соответствующие выводы... Игорь Коржин, герой повести Э. Бурма кина «Отдаление»1, жил без оглядки, на пряженной жизнью газетчика. Шли годы. Все стало привычным, обыденным; почув ствовал Коржин предел своих литератур ных возможностей и решил оставить жур налистику, перейти на преподавательскую работу. Но случилось неожиданное: без ка ких-либо серьезных, видимых причин вдруг ушла от него жена. Семь лет прожили су пруги тихо-мирно, и так же тихо-мирно разошлись. - Пристально всматривается Коржин в себя, в свое прошлое и начинает разби раться в недостатках собственного харак тера, докапывается до истинных, глубоко скрытых причин разрыва с женой., Рассуждений в повести, пожалуй, с из бытком. Можно было бы даже сказать, что она чересчур «интеллектуальна», перенасы щена философскими спорами, запоздалыми рефлексиями, если бы в основной сюжет не вплеталась еще одна п о в е с т ь — исто рия первой любви. Игорь Коржин, от лица которого ведется рассказ, живет как бы в двух измерениях — в прошлом и настоя щем, и прошлое властвует над ним. Скажут: подумаешь, еще одна повесть о «военном детстве»! Да, еще одна хорошая повесть. А много ли их, действительно, хо- роших-то книг о тех, кто на год или на два опоздал к войне?.. Некоторым критикам тема «военного детства» набила оскомину, они, конечно, знают, что во время войны дети быстрее становятся взрослыми, но почему-то не хо тят замечать, как это ускорение отражает ся в жизни и литературе. А между тем, и сегодня читателя и писателя в прошедшей войне интересуют не только боевые опера ции. «Детям войны» уже под сорок, харак теры их во многом определились уже тог да, в военное время, и сорокалетнему пи сателю естественно помнить о нем,— одна ко сетуют критики, а подчас негодуют, по скольку «военное детство», якобы, уводит от современности. Повесть «Отдаление» может служить хорошим примером, опро вергающим эту точку зрения. Тот. кто хлебнул горя во время войны, тот разберет ся и в событиях мирного времени. Отказы вать «детям» в опыте или страданиях толь 1 Э. Б у р м а к и н . Отдаление. М„ «Молода* гвардия», 1968.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2