Сибирские огни № 09 - 1969
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Д . ЧИРОВ ГЕРОЙ РОМАНА — РОССИЯ В последние годы появилось у нас не мало хороших книг, тема которых — «этапы большого пути», пройденного на шим народом за годы революции и Совет ской власти. Книги эти завоевали широкую популярность не только потому, что в них талантливо живописуется героика револю ционных битв и трудовых свершений, но и потому, что их авторы не пассивные со зерцатели истории, а наши боевые совре менники, которые главную свою задачу ви дят в том, чтобы глубже осмыслить наш вчерашний день, найти в нем то, что по духу своему, по глубинной сути своей сродни нашей эпохе. Решая эту задачу, они строго соблюдают принципы историзма, не допуская ни искажения, ни модернизации прошлого, но и не удовлетворяясь лишь зеркальным его отражением. Они очень зорко подмечают в минувшей жизни те драгоценные зерна, которые в свое время щедрыми руками были рассеяны по ниве истории, а обильный урожай дали лишь в наши дни. Вчитайтесь в споры Ефрема Мещеряко ва и Ивана Брусенкова («Соленая падь» С, Залыгина), Тимофея Бурмакина и Вла димира Свореня («Философский камень» С Сартакова), Сергея Черткова и Мирона Парасюка («Русская земля» Д. Зорина), прислушайтесь к раздумьям политрука Синцова и генерала Серпилина («Живые и мертвые» и «Солдатами не рождаются» К. Симонова), Матвея и Александра Круп новых («Истоки» Г, Коновалова). Вчитай тесь и прислушайтесь — и вы почувствуете, будто оказались в кругу своих единомыш ленников, так же, как и вы, озабоченных вопросами, не потерявшими своей злобо дневности и по сей день. Силою искусства художник, по меткому выражению А. Бор щаговского, сливает воедино «три времен ных пласта» — прошлое с настоящим и бу дущим. А из такого слияния выковывается подлинный историзм. Но историзм необходим писателю не только для художественного исследования времен минувших. Он не менее важен и для осмысления того, что происходит се годня. И не случайно в последние годы все чаще появляются книги, в которых совре менность и история, переплетаясь, взаимно объясняют друг друга, К числу таких книг можно отнести и но вый роман Н. Шундика «В стране синео кой»1. Это остро полемическое произведение, на всем протяжении которого и сам автор, и наиболее близкий ему герой, писатель Браташ, ведут непрерывный спор. И не с какими-то выдуманными, а с вполне кон кретными оппонентами. Спор давний, но нисколько не устаревший — о том, как от носиться к прошлому, чтобы не повторить старых ошибок ни в проектировании на шего будущего, ни при воплощении проек тов в живую реальность. В свете этого спора писатель и пыта ется осмыслить нашу современность, день сегодняшний, как логическое продолжение всего лучшего, что было в дне вчерашнем. И потому в романе так много картин из жизни минувшей, начиная со времен наше ствия Батыя. Картины эти вписаны в ро ман, по-видимому, с вполне определенной целью—постичь глубинную правду исто рии и через нее познать те внутренние за коны человеческих взаимоотношений, под влиянием которых непрерывно формирует ся наш новый человек. Тот, который спо собен видеть здоровое, рациональное да
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2