Сибирские огни № 09 - 1969

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Д . ЧИРОВ ГЕРОЙ РОМАНА — РОССИЯ В последние годы появилось у нас не­ мало хороших книг, тема которых — «этапы большого пути», пройденного на­ шим народом за годы революции и Совет­ ской власти. Книги эти завоевали широкую популярность не только потому, что в них талантливо живописуется героика револю­ ционных битв и трудовых свершений, но и потому, что их авторы не пассивные со­ зерцатели истории, а наши боевые совре­ менники, которые главную свою задачу ви­ дят в том, чтобы глубже осмыслить наш вчерашний день, найти в нем то, что по духу своему, по глубинной сути своей сродни нашей эпохе. Решая эту задачу, они строго соблюдают принципы историзма, не допуская ни искажения, ни модернизации прошлого, но и не удовлетворяясь лишь зеркальным его отражением. Они очень зорко подмечают в минувшей жизни те драгоценные зерна, которые в свое время щедрыми руками были рассеяны по ниве истории, а обильный урожай дали лишь в наши дни. Вчитайтесь в споры Ефрема Мещеряко­ ва и Ивана Брусенкова («Соленая падь» С, Залыгина), Тимофея Бурмакина и Вла­ димира Свореня («Философский камень» С Сартакова), Сергея Черткова и Мирона Парасюка («Русская земля» Д. Зорина), прислушайтесь к раздумьям политрука Синцова и генерала Серпилина («Живые и мертвые» и «Солдатами не рождаются» К. Симонова), Матвея и Александра Круп­ новых («Истоки» Г, Коновалова). Вчитай­ тесь и прислушайтесь — и вы почувствуете, будто оказались в кругу своих единомыш­ ленников, так же, как и вы, озабоченных вопросами, не потерявшими своей злобо­ дневности и по сей день. Силою искусства художник, по меткому выражению А. Бор­ щаговского, сливает воедино «три времен­ ных пласта» — прошлое с настоящим и бу­ дущим. А из такого слияния выковывается подлинный историзм. Но историзм необходим писателю не только для художественного исследования времен минувших. Он не менее важен и для осмысления того, что происходит се­ годня. И не случайно в последние годы все чаще появляются книги, в которых совре­ менность и история, переплетаясь, взаимно объясняют друг друга, К числу таких книг можно отнести и но­ вый роман Н. Шундика «В стране синео­ кой»1. Это остро полемическое произведение, на всем протяжении которого и сам автор, и наиболее близкий ему герой, писатель Браташ, ведут непрерывный спор. И не с какими-то выдуманными, а с вполне кон­ кретными оппонентами. Спор давний, но нисколько не устаревший — о том, как от­ носиться к прошлому, чтобы не повторить старых ошибок ни в проектировании на­ шего будущего, ни при воплощении проек­ тов в живую реальность. В свете этого спора писатель и пыта­ ется осмыслить нашу современность, день сегодняшний, как логическое продолжение всего лучшего, что было в дне вчерашнем. И потому в романе так много картин из жизни минувшей, начиная со времен наше­ ствия Батыя. Картины эти вписаны в ро­ ман, по-видимому, с вполне определенной целью—постичь глубинную правду исто­ рии и через нее познать те внутренние за­ коны человеческих взаимоотношений, под влиянием которых непрерывно формирует­ ся наш новый человек. Тот, который спо­ собен видеть здоровое, рациональное да

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2