Сибирские огни № 09 - 1969

Тогда им придется искать работу... В Стокгольме около тысячи шестисот фабрик, заводов, мастерских — в основном небольших, где трудятся от сорока до ста человек. Но есть в шведской столице и крупные предприятия, на которых заняты тысячи людей. Таковы, например, заводы фирмы «Эрикссон», «Атлас Копко», «Электрлюкс», «Альфа-Лаваль». Предприятия «Альфа-Лаваль» раньше располагались в самом Стокгольме. Не­ сколько лет назад были построены новые заводские корпуса в 25 километрах от горо­ да, где земля гораздо дешевле. «Альфа-Л.а^- валь» входит в крупный международный концерн, предприятия которого есть в 24 странах, в том числе в Австралии, Арген­ тине, Новой Зеландии, Южной Африке. Это типично для сегодняшних шведских моно­ полий. Правление главного завода под Стокголь­ мом похоже на дворец, стоящий среди под­ стриженных газонов и благоухающих роз. Недалеко от входа — глыба с руническими письменами времен викингов: «Эрик _ и Хольм поставили этот камень в честь Бьёр- на, их отца, надеясь, что бог ему поможет». Не знаю, как отцу Эрика и Хольма, но концерну «Альфа-Лаваль» бог определенно помогает. Густав Лаваль, сконструировав^- ший в прошлом веке первый центробежный сепаратор для отделения сливок от молока, едва ли мог предполагать, что его изобрете­ ние в руках предприимчивых людей послу­ жит для создания крупнейшей монополии, продающей свой товар более чем в 100 странах. Заводы «Альфа-Лаваль» оборудованы по последнему слову техники. При цехах —ла­ боратории. Да и в цехах как в лаборато­ риях: все сверкает, рабочие —- в белых ха­ латах. А как на заводах в провинции? Еду на север от Стокгольма, в промыш­ ленный город Евле. Вдоль дороги неболь­ шие холмы, перелески, поля. Вон котлован, над которым подняли стрелы два экскава­ тора. Большой плакат сообщает, что здесь ведет работы строительная фирма «Гранит и бетон». Очень выразительное название: в Швеции, чтобы строить, надо почти всюду сначала долбить гранит, а потом уж класть бетон. На севере страны все беднее, проще, чем на юге. Не видно помещичьих усадеб с зер- . кальными стеклами, да и хутора захудалые, со старыми сараями и облупившимися фаса­ дами. На пригорке одинокая покосившаяся рига, подпертая жердями. Очень это не по­ хоже на аккуратных, домовитых шведов — пускать в ход жерди вместо того, чтобы от­ ремонтировать строение основательно, на­ крепко, подновить, подкрасить его. А дальше — покосившийся забор и рас­ пахнутая дверь сарая, которую ветер рас­ качивает на ржавых петлях. Будто что-то ушло навсегда через эти неприкрытые две­ ри, Ушла крестьянская домовитость, трудо­ любие хуторянина: бросил все, даже двери не заколотил... Двадцать -пять крестьянских хозяйств, каждый день исчезающих из статистиче­ ских таблиц и из деревень — такова средняя цифра для всей Швеции. И, наверняка, больше всего крестьян ра­ зоряются в северных провинциях, где кли­ мат жестче и земля не такая плодородная, как на юге. Евле — самый старый и самый большой город шведского Севера. С давних лет здесь работают лесопильни, бумажные фаб­ рики, верфи.. Вы бы, наверное, удивились, увидев во­ рота, к которым мы подъехали: деревян­ ные, с резьбой, давно потемневшей от вре­ мени. Вверху была цифра «1902». А ведь именно на этой верфи — единственный в стране цех, где самым новейшим способом обрабатывают металл для того, чтобы он приобретал стойкость против ржавчины и разрушения. Но зачем же предприятию с современ­ ным оборудованием сохранять убогие ста­ рые ворота? А затем, чтобы все сразу ви­ дели: верфь стоит тут давно. Значит, на ней трудятся потомственные, опытные рабочие, отлично знающие дело. Такому предприя­ тию можно доверять. Я спросил директора верфи инженера Бергквиста, означает ли цифра «1902» над воротами, что предприятию уже за шесть­ десят лет? — Мы думаем, что корабли здесь стали., строить несколько раньше,— возразил ди­ ректор.—Однажды к нам во двор пришли археологи. Сделав раскопки, они нашли остатки судов, построенных во втором сто­ летии нашей эры. Именно здесь викинги снаряжали кораб­ ли для дальних походов. Что касается сред­ них веков, то на этом месте была уже самая настоящая верфь. Директор показал модель судна ви­ кингов. —- Теперь, я думаю, мы строим чуточку лучше,—с улыбХой добавил он. На верфи работают династии потомст­ венных судостроителей. Многие рабочие трудятся по тридцать, сорок лет. Их отцы и деды тоже строили суда. Но последние годы состав рабочих меняется: много пар­ ней из деревни, бросивших фермы и землю. С ними приходится изрядно повозиться, прежде чем они станут настоящими судо­ строителями. Директор повел нас по верфи. В цехе, где стояла чудо-печь, придающая металлу особенную стойкость, жарились' большие котлы для кораблей, обмазанные какой-то зеленоватой массой. Ее состав хранится в тайне. Рядом поджаривались трубы, пред­ назначенные для перекачки разъедающих химических веществ. Все выглядело очень современно и вну­ шительно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2