Сибирские огни № 09 - 1969
шение, чтобы предотвращать «раскачивание лодки». Они разработали сложную и дли тельную процедуру разрешений трудовых конфликтов. Оговаривались случаи, когда профсоюз вообще не должен объявлять или поддерживать забастовки. В послевоенные годы шведским профсо юзам удалось добиться от предпринимате лей важных уступок. Однако позднее некото рые лидеры стали называть забастовки за ржавевшим оружием, что вызвало ирониче ское отношение даже в западной прессе. Недавно корреспондент французского еженедельника «Нувель обсерватер», побы вав на автомобильном заводе «Вольво» вблизи Гётеборга, нашел, что профсоюз проник там во все цехи, что он богат, силен и гордится своей силой. Но... — Когда я спросил,—пишет француз,— какие требования выдвигает профсоюз и каковы его последние достижения, мне рас сказали о раздевалке, о том, что прежде в шкафчиках не было замков, а теперь они ■есть. Профсоюзный комитет на предприя тии? Считается, что дирекция должна ин формировать его обо всем, даже о капита ловложениях. Но не для того, чтобы проф союз мог оспаривать решения дирекции, а для того, чтобы он заранее предупредил рабочих: тогда эти решения будут выпол няться без лишних беспорядков и недоразу мений. А вот высказывание секретаря Централь ного объединения профсоюзов Швеции: — Вы не можете требовать от предпри нимателей, чтобы они принимали решения, консультируясь с исполнителями. Это было бы неразумно. Самое хорошее и правильное решение такое, когда, выполняя его, все ра бочие и служащие чувствуют себя ответ ственными за хорошую работу предприятия; все они — зубчатые колеса одной машины и должны вертеться так, чтобы предприя тие процветало. Другой видный профсоюзный руководи тель, упомянув, что рабочие являются «ча стями, зубчатыми колесиками и горючим шведской экономической машины», сделал вывод: — Любая забастовка ведет лишь к об нищанию нации, так как во время заба стовки все члены общества напрасно теря ют время и деньги. Возможно, что французский журналист недостаточно глубок и объективен. Однако и в шведских изданиях легко было найти, например, рассуждения о том, что профсою зы действуют в таком духе, чтобы «враж дебные действия» на рынке труда стали анахронизмом... Забастовка, свидетелем которой мне пришлось быть, оказалась первым массо вым выступлением учителей за несколько десятилетий. Когда наша беседа со школь ным психологом о молодежных проблемах увяла окончательно, я спросил: — Ваша школа, как видно, не участвует в забастовке? — И да и нет,— ответил тот.—Забастов ка коснулась лишь преподавателей старших классов. — Очевидно, педагоги младших классов всем довольны? — Я бы не сказал этого. Но забастовку объявили академики. — Академики?! Оказывается, слово «академики» следо вало мысленно заключить в кавычки. Так называют специалистов, имеющих высшее образование. Большинство профсоюзов в Швеции —отраслевые. «Академики» же ос новали свой профсоюз, не . входящий в Центральное объединение. Этот проф союз —его сокращенно называют САКО — и объявил забастовку, которую, строго го воря, нельзя назвать забастовкой учителей: педагоги, не имеющие высшего образования, в ней не участвуют, зато она касается пре подавателей высших учебных заведений. Одним словом, бастуют только «академи ки», но опять-таки не все, а лишь занятые на педагогической работе. Наш разговор происходил на второй день забастовки, а на третий газеты вышли с огромными заголовками: «Война объявле на», «Предупреждение о локауте», «Мини стерство по гражданским делам намерева ется объявить локаут в ночь на 21 октяб ря, если стороны не придут к соглашению». «Массовое увольнение может коснуться 20 тысяч учителей», «Полмиллиона школь ников и студентов —без преподавателей?» После этого наступило короткое затишье: созданная правительством посредническая комиссия пыталась примирить стороны. Это ей не удалось. На десятый день забастовки было объяв лено об увольнении 20800 учителей. На четырнадцатый день забастовали все «академики». Они объявили трехдневную забастовку протеста против локаута. Мы привыкли представлять себе: раз < забастовка, то ворота на замке, опустевшие цеха, пикеты бастующих, наряды полиции. В Стокгольме не было заметно ничего по добного. «Академики» составляли наиболее плотное ядро только в высших учебных за ведениях, и там занятия прекратились почти полностью. В школах получилась «середка наполовину»: младшие учатся, часть стар ших —тоже; на одних уроках преподавате ли есть, на других — «самостоятельная ра бота», а проще говоря — веселое безделье, танцы под принесенный кем-то из дома маг нитофон, картежные игры, потасовки. Я отправился в Королевскую библиотеку. , Двери были открыты, однако часть сотруд ников отсутствовала. Бастовал, в частности, мой знакомый библиограф. Говорили, что в министерствах земле делия и юстиции на местах только гарде робщики, секретари и мелкие клерки. Среди бастовавших оказалась учительница Айна Эрландер, жена премьера, дважды высту павшего по телевидению с призывом о пре кращении забастовки... Суды отложили слушание дел, посколь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2