Сибирские огни № 09 - 1969

шение, чтобы предотвращать «раскачивание лодки». Они разработали сложную и дли­ тельную процедуру разрешений трудовых конфликтов. Оговаривались случаи, когда профсоюз вообще не должен объявлять или поддерживать забастовки. В послевоенные годы шведским профсо­ юзам удалось добиться от предпринимате­ лей важных уступок. Однако позднее некото­ рые лидеры стали называть забастовки за­ ржавевшим оружием, что вызвало ирониче­ ское отношение даже в западной прессе. Недавно корреспондент французского еженедельника «Нувель обсерватер», побы­ вав на автомобильном заводе «Вольво» вблизи Гётеборга, нашел, что профсоюз проник там во все цехи, что он богат, силен и гордится своей силой. Но... — Когда я спросил,—пишет француз,— какие требования выдвигает профсоюз и каковы его последние достижения, мне рас­ сказали о раздевалке, о том, что прежде в шкафчиках не было замков, а теперь они ■есть. Профсоюзный комитет на предприя­ тии? Считается, что дирекция должна ин­ формировать его обо всем, даже о капита­ ловложениях. Но не для того, чтобы проф­ союз мог оспаривать решения дирекции, а для того, чтобы он заранее предупредил рабочих: тогда эти решения будут выпол­ няться без лишних беспорядков и недоразу­ мений. А вот высказывание секретаря Централь­ ного объединения профсоюзов Швеции: — Вы не можете требовать от предпри­ нимателей, чтобы они принимали решения, консультируясь с исполнителями. Это было бы неразумно. Самое хорошее и правильное решение такое, когда, выполняя его, все ра­ бочие и служащие чувствуют себя ответ­ ственными за хорошую работу предприятия; все они — зубчатые колеса одной машины и должны вертеться так, чтобы предприя­ тие процветало. Другой видный профсоюзный руководи­ тель, упомянув, что рабочие являются «ча­ стями, зубчатыми колесиками и горючим шведской экономической машины», сделал вывод: — Любая забастовка ведет лишь к об­ нищанию нации, так как во время заба­ стовки все члены общества напрасно теря­ ют время и деньги. Возможно, что французский журналист недостаточно глубок и объективен. Однако и в шведских изданиях легко было найти, например, рассуждения о том, что профсою­ зы действуют в таком духе, чтобы «враж­ дебные действия» на рынке труда стали анахронизмом... Забастовка, свидетелем которой мне пришлось быть, оказалась первым массо­ вым выступлением учителей за несколько десятилетий. Когда наша беседа со школь­ ным психологом о молодежных проблемах увяла окончательно, я спросил: — Ваша школа, как видно, не участвует в забастовке? — И да и нет,— ответил тот.—Забастов­ ка коснулась лишь преподавателей старших классов. — Очевидно, педагоги младших классов всем довольны? — Я бы не сказал этого. Но забастовку объявили академики. — Академики?! Оказывается, слово «академики» следо­ вало мысленно заключить в кавычки. Так называют специалистов, имеющих высшее образование. Большинство профсоюзов в Швеции —отраслевые. «Академики» же ос­ новали свой профсоюз, не . входящий в Центральное объединение. Этот проф­ союз —его сокращенно называют САКО — и объявил забастовку, которую, строго го­ воря, нельзя назвать забастовкой учителей: педагоги, не имеющие высшего образования, в ней не участвуют, зато она касается пре­ подавателей высших учебных заведений. Одним словом, бастуют только «академи­ ки», но опять-таки не все, а лишь занятые на педагогической работе. Наш разговор происходил на второй день забастовки, а на третий газеты вышли с огромными заголовками: «Война объявле­ на», «Предупреждение о локауте», «Мини­ стерство по гражданским делам намерева­ ется объявить локаут в ночь на 21 октяб­ ря, если стороны не придут к соглашению». «Массовое увольнение может коснуться 20 тысяч учителей», «Полмиллиона школь­ ников и студентов —без преподавателей?» После этого наступило короткое затишье: созданная правительством посредническая комиссия пыталась примирить стороны. Это ей не удалось. На десятый день забастовки было объяв­ лено об увольнении 20800 учителей. На четырнадцатый день забастовали все «академики». Они объявили трехдневную забастовку протеста против локаута. Мы привыкли представлять себе: раз < забастовка, то ворота на замке, опустевшие цеха, пикеты бастующих, наряды полиции. В Стокгольме не было заметно ничего по­ добного. «Академики» составляли наиболее плотное ядро только в высших учебных за­ ведениях, и там занятия прекратились почти полностью. В школах получилась «середка наполовину»: младшие учатся, часть стар­ ших —тоже; на одних уроках преподавате­ ли есть, на других — «самостоятельная ра­ бота», а проще говоря — веселое безделье, танцы под принесенный кем-то из дома маг­ нитофон, картежные игры, потасовки. Я отправился в Королевскую библиотеку. , Двери были открыты, однако часть сотруд­ ников отсутствовала. Бастовал, в частности, мой знакомый библиограф. Говорили, что в министерствах земле­ делия и юстиции на местах только гарде­ робщики, секретари и мелкие клерки. Среди бастовавших оказалась учительница Айна Эрландер, жена премьера, дважды высту­ павшего по телевидению с призывом о пре­ кращении забастовки... Суды отложили слушание дел, посколь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2