Сибирские огни № 09 - 1969
— Это трудный вопрос,— искренне и серьезно говорит моя собеседница.—Очень трудный. Много споров, много мнений. У меня сложилось свое мнение, возможно, ошибочное. Молодежи свойственно стремление к но вому. Она стремится к новому, как бабоч ки к огню. Новое может быть обжигаю щим. Молодые души восприимчивы и к хо рошему и к дурному. Похоже, что Швеция растеряла свои лучшие идеалы. Моды и «поп-искусство» вытеснили народные тра диции. Произведения классиков уже не да ют да и не могут давать притягательных образцов для подражания. Молодые начи нают сами искать, изобретать, им хочется быть какими-то другими, не похожими на старших, в которых они, увы, не видят особенных достоинств. — Утверждают, что во многом повинен высокий уровень жизни... — Как вам сказать... Правильнее, на верное, говорить о влиянии того, что при нято называть высоким уровнем. Да, до ступность развлечений, да, телевизор, кино, возможность приработать деньги —все это верно. Масса впечатлений, которые психика не в состоянии переварить. Масса идей, модные новинки, разносимые радио и те левидением с невероятной быстротой. А от цы, матери? Помогают ли они детям вы брать действительно ценное из потока но вых идей и вещей? Ох, далеко не всегда! Ну, во-первых, работа основательно выма тывает их, им самим хочется отдыхать и развлекаться, а не забивать голову какими- то там проблемами. Во-вторых, мешает кон серватизм. Разве мы, взрослые, не отталки ваем иногда новое только потому, что оно нам непривычно? Зачем разбираться? Про ще: «Вздор, чепуха! Вот в наши годы...» А молодежь ссылка на «наши годы» ничуть не убеждает. Ведь они начинают жить в «свои» годы... Г-жа Васс развивает мысль. Не странно ли порицать парня, отрастившего Длинные волосы, лишь потому, что отец в его годы предпочитал, видите ли, короткую стрижку боксера? Если мать зажимает уши и кри чит, чтобы ее перестали терзать «этой ужас ной какофонией», то дочь, возможно, оста новит магнитофон с записью «поп-музыки», но про себя решит, что ее родительница потрясающе отсталый человек. Нарушатся столь нужные контакты. Чтобы сохранить их, необходимо бесконечное терпение, такт, умение убеждать — и, главное, время, вре мя, время... А где взять его, когда все спе шат, все торопятся, всех подгоняет жизнь?.. Нет, г-жа Васс не считает, что моде и сюнар — испорченные, дурные ребята. Есть, конечно, среди них и совершенно дрянные, аморальные типы —может быть, два-три на сотню. Пусть даже пять на сотню. Но у многих — ищущие, мятушиеся души. Она лично недостаточно разбирается в полити ке для того, чтобы безоговорочно сказать, кто прав во Вьетнаме. Однако ее сердце — на стороне страдающих женщин и детей. И она рада видеть, когда моде и сюнар то же протестуют против зверств во Вьетнаме. А они протестуют! * * * ...Да, и они протестуют. Была поздняя осень, и в Сити уже чув ствовалось приближение рождественской и новогодней горячки. В магазинах толкалось гораздо больше покупателей, чем обычно. На Сергельгатан слепая флейтистка в чер ном пальто наигрывала трогательную ме лодию, но спешащие дамы и господа рав нодушно пробегали мимо. В конце улицы ветер парусом выгибал большое красное полотнище. Его растяну ли между самодельными древками двое длинноволосых парней, таких, какие обыч но бесцельно сидят на ступеньках соседне го Концертйого зала. «Одну крону для Вьет нама!» — призывали крупные буквы. Тут же раздавали листовки, призывающие всех, кто хочет показать свою солидарность с вьет намским народом, принять участие в улич ной демонстрации и посетить митинг а Доме гражданина. Я бесконечно далек от мысли при числить всех шведских моде и сюнар к тем, кто свое недовольство и неудовлетво рение окружающим превращает в социаль но-осмысленное действие. Среди «бунтарей» найдется немало дешевых «гщ-аристов- анархистов», если хотите —даже своеобраз ных карьеристов, приспосабливающихся к моде. Но я сам видел «длинноволосых» на де монстрации и на митингах солидарности с борющимся народом Вьетнама. Мне гово рили, правда, что часть моде примыкает также к тем крикунам, которые ходят по улицам с плакатами «Валленберги — бу мажные тигры» (Валленберги —одно из «пяти семейств» шведских мультимиллионе ров, захвативших ключевые позиции в эко номике страны). Однако не доказывает ли это, что за ду ши, за сердца молодых стоит бороться? Бо роться за то, чтобы молодые не попадали во власть буржуазных и мелкобуржуазных иллюзий. Добиваться того, чтобы молодые знали и использовали огромный опыт, на копленный подлинными революционерами, владеющими оружием марксизма. Воору жить молодежь этим опытом и стараются коммунисты. Налоги, „скребущий дом“ , уровень жизни Мальме —третий по величине город Швеции. Это богатый юг страны, где свысока смотрят на стокгольмцев, считая их суетли выми неврастениками. Мои знакомые — семья Роланд —живут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2