Сибирские огни № 09 - 1969

более запутанным. Не думаю, чтобы у г-на Кристера было желание что-то скрыть от меня. Боюсь, что у психолога не оказалось ключа к сердцам тех, чью психологию он должен постигнуть. Проблемы больших и маленьких После школьного психолога познакомил­ ся я с г-жой Хиордис Васс, которую по долж­ ности можно было бы считать медицинской сестрой при школе. Маленькая, подвижная, с пучком седых волос и добрыми, внима­ тельными глазами, она царила в комнате, где странно совмещались кухня, аптека, амбулатория. Впрочем, главная кухня бы­ ла рядом, там пекли и жарили для трех шкбл сразу. Г-жа Васс вручает родителям первые анкеты с вопросами об их чадах. Анкеты большие, но заполнение их не требует дол­ гих часов: достаточно поставить крестики против многочисленных вопросов. Г-жа Васс первой знакомится с родителями. Она же делает все анализы для школьного вра­ ча, который появляется раз в неделю, и помогает ему во время приема. В общем, дел у нее много. Работать приходится и по субботам, правда, кроме суббот в апреле и сентябре. — Вы, вероятно, слышали, что у нас большинство родителей против того, чтобы школьники были свободны пс субботам, как взрослые. Но весной, когда дети уже силь­ но утомлены долгими занятиями, а также ранней осенью, когда им еще трудно при­ выкнуть к строгому школьному режиму после веселых летних месяцев, делаются исключения. По апрельским и сентябрьским субботам дети вместе с родителями отправ­ ляются за город. Тут я позавидовал шведским папам и мамам, а еще больше —шведским школь­ никам. Ей богу, хорошо придумано! Не знаю только, кого за это надо благода­ рить —школьных ли психологов или мам. А вообще свободная суббота внесла кое- какие изменения в школьный быт. Ну, вот, например, на родительских собраниях ста­ ли появляться отцы. Впрочем, тут не толь­ ко суббота, но и то, что многие матери те­ перь работают. — А как отразилась на ребятах заня­ тость матерей? — По-разному. В «маленькой школе» — так у нас называют начальную,— ребята, даже заболев, тянутся в класс, к сверстни­ кам, чувствуя себя дома заброшенными, одинокими. Старшие, оставаясь долго без родителей, быстрее созревают, становятся самостоятельными, привыкают многое де­ лать по дому и уж во всяком случае не растут белоручками. Но бывает и иначе. За пределами дома, за порогом школы — огромный город со свсими удовольствиями и пороками. У ребят, предоставленных се­ бе. больше соблазнов. В жизнь подростка входят алкоголь, наркотики... А некоторые,, чувствуя одиночество, примыкают к улич­ ным бандам. Это не очень большой про­ цент, большинство шведских школьников развивается гармонично, однако мы не закрываем глаза на дурное. — Вы говорите: банды, алкоголь, нар­ котики. А причины? — Несколько причин. Слабая либо ут­ раченная близость с родителями. Там, где в семье ложь, фальшь, раздоры —там неблагополучно с детьми. Но не только это. Очень часто благополучные родители, дружно живущие друг с другом, полны вос­ поминаниями о том, в какой строгости вос­ питывали их самих. Эти родители остались во вчерашнем дне, тогда как у детей —но­ вые требования. И когда начинается воспи­ тание по рецептам бабушек и дедушек... — А не считаете ли вы, что принятое у вас свободное Боепитание... — Я знаю, что вы хотите сказать. Дела, однако, не в самой идее воспитания, кстати, далеко не новой. Некоторые понимают ее, как свободу от всякого воспитания. А ведь важно постепенно, последовательно при­ учать детей к свободе на разумном и тща­ тельно учитываемом уровне. У нас иногда эта свобода и чрезмерна, и преждевремен­ на. Ребята не знают, что им делать с та­ кой свободой. Она ложится бременем на их психику. Строгость же —линия наименьшего со­ противления. Вбитый авторитет зыбок и фальшив, терпеливо созданный на собствен­ ном примере требует, к сожалению, иногда чрезвычайных затрат времени и сил от вос­ питателей —таких сил, которых не остав­ ляет их напряженная дневная работа в современном индустриальном обществе. Тут в дверь постучались и вошел белого­ ловый паренек лет восьми. Г-жа Васс, из­ винившись, внимательно выслушала его. Мама, представьте, хотела купить ему пос­ ле школы новые баТпмаки, потому что ста­ рые совсем развалились. В школу он пошел в башмаках старшего брата. И вот что по­ лучилось... Получился изрядный волдырь на пятке. Г-жа Васс смазала его йодом и залепила пластырем, сказала, что нужно делать до­ ма, чтобы нога быстро зажила. — Вот так и идут со своими проблема­ ми. У маленьких —заноза. У выпускниц — беременность. Очень важно, как принять малыша, обеспокоенного царапиной. Если он почувствует доверие, то придет к тебе позднее, придет и с большой, настоящей бедой. Когда в 9-м классе проходят подробный курс биологии, г-жа Васс десять учебных, часов знакомит школьниц с уходом за груд­ ными детьми, с гигиеной ребенка, старает­ ся, чтобы слушательницы получили хотя бы. элементарные практические навыки, кото­ рые пригодятся молодой матери. Я рассказываю о том, как смотрит на. сюнар и моде школьный психолог. А что? думает г-жа Васс?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2