Сибирские огни № 09 - 1969

поведальне. Его зовут Лейонхиельм Кри- стер. Тут же его помощница, г-жа Гуннила Андерссон. Она практикантка и еще только готовится к карьере психолога. — Итак? —- психолог проницательно смотрит на меня сквозь очки. Прошу г-на Кристера рассказать о его работе возможно подробнее, поскольку для нас это дело новое. Психолог, говорит г-н Кристер, еще на пороге школы должен установить, насколь­ ко семилетние Гуннар или Грета созрели для школьной науки. Может быть, кто-то сразу нуждается в дополнительных заняти­ ях. Попутно совсем не лишне выяснить, что за субъекты идут в первый класс,— например, стеснительны они или агрессив­ ны. За детьми, которых называют «трудны­ ми», сразу же устанавливается особое на­ блюдение. Примерно с VII класса психолог внима­ тельно наблюдает за развитием у детей склонностей, за их способностями, чтобы посоветовать, кому в будущем стоит углуб­ ляться в область теории, а кому избрать практическую деятельности. Ученик VIII класса имеет право в течение трех недель ходить на завод, в банк, в торговую кон­ тору или на предприятие для более близ­ кого знакомства с тем делом, которое, как он думает, может стать делом его жизни. Чтобы ученик не пропускал при этом мно­ го обычных уроков, три недели, помогаю­ щие выбору профессии, даются не сразу, не подряд, а распределяются по полугодиям. Все очень хорошо, говорю я, однако не создается ли у восьмиклассника, выбрав­ шего практическую деятельность, чувства некоторой неполноценности по сравнению с «интеллектуалами»? Или, может, в Шве­ ции вообще нет такой проблемы? — Есть и довольно острая,—отвечает психолог.— Распространено мнение, как среди родителей, так и среди учащихся, что продолжение теоретического образования — это «комильфо») это высший класс, тогда как тяга к практической деятельности ме­ нее почетна и перспективна. Дело тут не только в характере труда, но и в его опла­ те. Если бы практическая деятельность оп­ лачивалась так же, как оплачивается науч­ ная работа, никакой проблемы, возможно, не было бы. — А когда и где формируются моде и сюнар? В школе? Что это за процесс? Ответ стандартен: молодежная пробле­ ма — не специфически шведская, это проб­ лема всех индустриально развитых стран. У меня ощущение, что психологу не хо­ телось бы развивать эту тему. Он осто­ рожничает: — В Швеции наблюдается, конечно, оп­ позиция молодежи старшему поколению. Молодые люди с высоким интеллектуаль­ ным уровнем не замечают такого же уров­ ня у отца или матери. Есть и нигилизм, но нельзя сказать, что в Швеции он делает погоду. Нас прерывает телефонный звонок. Мать ученика спрашивает, должен ли тот сегодня приходить в школу. Она слышала,, что все бастуют. Да, подтверждает г-н Кристер, это так, но базовая школа еще не присоединилась к забастовке. Пусть уче­ ник приходит. Пересказываю моему собеседнику неко­ торые статьи в «Комсомольской правде», посвященные нашим молодежным пробле­ мам, хотя проблемы эти качественно иные, нежели шведские. — В Швеции тоже есть явления, непри­ ятные для общества,—решается психо­ лог.—Некоторые молодые люди злоупот­ ребляют крепкими напитками и даже нар* котиками. — Но где все начинается? — Это может начинаться и в школе. Обычно это бывает при переходе на выс­ шую ступень, в четырнадцать лет. У нас есть три ученика старших классов, о кото­ рых звонят из полиции. Их не раз видел» пьяными. Не всегда удается воздействовать на таких молодых людей, и были случаи, когда они становились на путь преступле­ ний. Обычно это нервные молодые люди из неблагополучных семей. Говорю, что мне до сих пор не удается до конца понять разницу между группи­ ровками шведской молодежи. Г-н психолог обращается за помощью к г-же практикантке. Г-жа Гуннила долго объясняет ему что-то по-шведски. Г-н пси­ холог возражает. Наконец, оба приходят к соглашению, и мне объявляется результат маленькой дискуссии. Раггары —это самые старшие, им нуж­ ны права на вождение машин. Длинноволо­ сые моде моложе, но трудно определить нюансы в их психологии. Одни за Вьетнам, другие... Другие против всего. Сюнар носят короткие волосы на косой пробор. Это в большинстве подростки из неблагополуч­ ных семей. Но какие у моде внутренние проблемы? Чего они хотят? Чего добиваются? Ответа нет. Беспокоят ли длинноволосые школу? Нет, не очень, пусть волосы будут длинны­ ми, только обязательно чистыми. Мне рассказывают: полтора года назад ректор одной школы силой отправил длин­ новолосого в парикмахерскую. Был ужас­ ный шум в печати, посыпались обвинения в нарушении свободы личности, требования отставки ректора. Ректору пришлось изви­ ниться, однако- в отставку он не подал. — Но что же такое, в конце концов, моде? — Даже мы, шведы, не можем объяс­ нить этого по-настоящему. Да, представьте... Были попытки исследований, пытались искать различия в социальных группах, по­ родивших группировки среди молодежи. По­ хоже, что большинство моде — из интелли­ гентных семей, тогда как сюнар чаще все­ го — из рабочих районов. В общем, после беседы со школьным психологом вопрос показался мне еще

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2