Сибирские огни № 09 - 1969
поведальне. Его зовут Лейонхиельм Кри- стер. Тут же его помощница, г-жа Гуннила Андерссон. Она практикантка и еще только готовится к карьере психолога. — Итак? —- психолог проницательно смотрит на меня сквозь очки. Прошу г-на Кристера рассказать о его работе возможно подробнее, поскольку для нас это дело новое. Психолог, говорит г-н Кристер, еще на пороге школы должен установить, насколь ко семилетние Гуннар или Грета созрели для школьной науки. Может быть, кто-то сразу нуждается в дополнительных заняти ях. Попутно совсем не лишне выяснить, что за субъекты идут в первый класс,— например, стеснительны они или агрессив ны. За детьми, которых называют «трудны ми», сразу же устанавливается особое на блюдение. Примерно с VII класса психолог внима тельно наблюдает за развитием у детей склонностей, за их способностями, чтобы посоветовать, кому в будущем стоит углуб ляться в область теории, а кому избрать практическую деятельности. Ученик VIII класса имеет право в течение трех недель ходить на завод, в банк, в торговую кон тору или на предприятие для более близ кого знакомства с тем делом, которое, как он думает, может стать делом его жизни. Чтобы ученик не пропускал при этом мно го обычных уроков, три недели, помогаю щие выбору профессии, даются не сразу, не подряд, а распределяются по полугодиям. Все очень хорошо, говорю я, однако не создается ли у восьмиклассника, выбрав шего практическую деятельность, чувства некоторой неполноценности по сравнению с «интеллектуалами»? Или, может, в Шве ции вообще нет такой проблемы? — Есть и довольно острая,—отвечает психолог.— Распространено мнение, как среди родителей, так и среди учащихся, что продолжение теоретического образования — это «комильфо») это высший класс, тогда как тяга к практической деятельности ме нее почетна и перспективна. Дело тут не только в характере труда, но и в его опла те. Если бы практическая деятельность оп лачивалась так же, как оплачивается науч ная работа, никакой проблемы, возможно, не было бы. — А когда и где формируются моде и сюнар? В школе? Что это за процесс? Ответ стандартен: молодежная пробле ма — не специфически шведская, это проб лема всех индустриально развитых стран. У меня ощущение, что психологу не хо телось бы развивать эту тему. Он осто рожничает: — В Швеции наблюдается, конечно, оп позиция молодежи старшему поколению. Молодые люди с высоким интеллектуаль ным уровнем не замечают такого же уров ня у отца или матери. Есть и нигилизм, но нельзя сказать, что в Швеции он делает погоду. Нас прерывает телефонный звонок. Мать ученика спрашивает, должен ли тот сегодня приходить в школу. Она слышала,, что все бастуют. Да, подтверждает г-н Кристер, это так, но базовая школа еще не присоединилась к забастовке. Пусть уче ник приходит. Пересказываю моему собеседнику неко торые статьи в «Комсомольской правде», посвященные нашим молодежным пробле мам, хотя проблемы эти качественно иные, нежели шведские. — В Швеции тоже есть явления, непри ятные для общества,—решается психо лог.—Некоторые молодые люди злоупот ребляют крепкими напитками и даже нар* котиками. — Но где все начинается? — Это может начинаться и в школе. Обычно это бывает при переходе на выс шую ступень, в четырнадцать лет. У нас есть три ученика старших классов, о кото рых звонят из полиции. Их не раз видел» пьяными. Не всегда удается воздействовать на таких молодых людей, и были случаи, когда они становились на путь преступле ний. Обычно это нервные молодые люди из неблагополучных семей. Говорю, что мне до сих пор не удается до конца понять разницу между группи ровками шведской молодежи. Г-н психолог обращается за помощью к г-же практикантке. Г-жа Гуннила долго объясняет ему что-то по-шведски. Г-н пси холог возражает. Наконец, оба приходят к соглашению, и мне объявляется результат маленькой дискуссии. Раггары —это самые старшие, им нуж ны права на вождение машин. Длинноволо сые моде моложе, но трудно определить нюансы в их психологии. Одни за Вьетнам, другие... Другие против всего. Сюнар носят короткие волосы на косой пробор. Это в большинстве подростки из неблагополуч ных семей. Но какие у моде внутренние проблемы? Чего они хотят? Чего добиваются? Ответа нет. Беспокоят ли длинноволосые школу? Нет, не очень, пусть волосы будут длинны ми, только обязательно чистыми. Мне рассказывают: полтора года назад ректор одной школы силой отправил длин новолосого в парикмахерскую. Был ужас ный шум в печати, посыпались обвинения в нарушении свободы личности, требования отставки ректора. Ректору пришлось изви ниться, однако- в отставку он не подал. — Но что же такое, в конце концов, моде? — Даже мы, шведы, не можем объяс нить этого по-настоящему. Да, представьте... Были попытки исследований, пытались искать различия в социальных группах, по родивших группировки среди молодежи. По хоже, что большинство моде — из интелли гентных семей, тогда как сюнар чаще все го — из рабочих районов. В общем, после беседы со школьным психологом вопрос показался мне еще
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2