Сибирские огни № 09 - 1969

так их окрестили. Они ничего не требовали, ничего не добивались — во всяком случае, от них слышали лишь жалобы на скуку и серость жизни. Многим казалось странным, что раггары бесчинствовали именно в чрезвычайно чин­ ной, процветающей стране, где, с точки зре­ ния филистеров, вообще не было причин для бунтарства. Журналисты, писатели, социологи, пси­ хологи, криминалисты взялись за перо, что­ бы объяснить новое явление. Одни, впро­ чем, просто раздували дело, стараясь при­ дать ему сенсационный характер — и от­ части добились своего: туристы, приезжав­ шие в Швецию, требовали, чтобы им не­ пременно показали настоящих живых раг- гаров. Более серьезные пытались «исследо­ вать причины» и «вскрывать корни». Наиболее ходкой стала такая, примерно, схема. Раггары — это побочный продукт процветания, издержки «общества благо- состояния», как именует современную Шве­ цию пропаганда правящей социал-демокра­ тической партии. Это «потерянная» (или «потерявшая себя») молодежь, сбившаяся с правильной дороги в жизни. Она не хо­ чет соблюдать принятые в современном об­ ществе нормы. Ее поступки и выходки пу­ гают и отталкивают, но вместе с тем за­ ставляют задуматься о вине «отцов», и их ответственности перед «детьми», которым не были внушены, привиты идеалы, способ­ ные воодушевить молодое поколение. Для изучения проблемы образовался комитет или даже несколько комитетов. Эксперты попытались создать как бы кол­ лективный портрет выявленных ими в Сток­ гольме двух тысяч раггаров. Итак, возраст парней 18—20 лет, девушек 16—18 лет. Достижение восемнадцатилет­ него возраста дает раггарам в руки шофер­ ские права. Однако, по мнению экспертов, стремление получить эти права подогрева­ лось вовсе не любовью к технике, а воз­ можностью приобрести старые большие ма­ шины и перемещаться в компании себе по­ добных, устраивать налеты на отдаленные местности, создавать себе иллюзию воль­ ной, независимой жизни, свободной от ус­ ловностей и стеснительной морали. Комитет установил, что многие раггары систематически употребляют спиртные на­ питки. Оказалось, наконец, что представле­ ние о раггарах, как о богатых бездельниках, пресыщенных жизнью,—миф. Большинство парней и девушек имели постоянную рабо­ ту; впрочем, среди подружек раггаров бы­ ли и школьницы старших классов. Я позаимствую некоторые данные из вы­ пущенной Шведским институтом брошюры «Шведская молодежь». Шведский институт создан специально для информации зару­ бежных стран о шведских делах и получает субсидию от государства. Надо полагать, что его издания не очень расходятся с пра­ вительственной точкой зрения... Брошюра отмечает, что главные симпто­ мы болезней шведской молодежи —хули­ ганство. алкоголизм и дисциплинарные проступки в школе. Растет число молодых преступников, обвиняемых в воровстве и угоне автомашин. Раггары, по мнению ав­ торов, это группы молодежи, довольно постоянные по составу, «жизнь которых вращается вокруг автомобилей старого об­ разца». Поведение раггаров определяется «бравадой, алкоголизмом и сексуальными наклонностями». Раггары привлекали к себе внимание не столь уж долго. Я, правда, видел их в Швеции еще и в 1966 и в 1967 году; но к этому времени они казались уже «старо­ модными», и общественный интерес поне­ многу переместился к «сюнар» и «моде», более близким к достаточно известным «хиппи», представлявшим иные возрастные и социальные группы. Но как бы ни именовались молодые шве­ ды, в поведении которых усматривали эле­ менты бунтарства, отрицания, вызова,— не­ сомненным оставалось одно: «детей» не удовлетворяет мир, созданный «отцами». «Отцы» высокого ранга и общественно­ го положения не спешили с признанием этого обстоятельства. Премьер-министр Та­ ге Эрландер писал о необходимости «дать молодым людям возможность осознать их идеалы полезной и счастливой жизни». Од­ нако молодежь, по-видимому, не вполне осознает эти прекрасные идеалы, посколь­ ку г-н Эрландер отметил далее, что свобо­ да выбора означает и выбор «в плохую сто­ рону». Поэтому можно говорить об общей ответственности за образование в широком смысле, включающее, в частности, «все цен­ ности, на кодовых основано демократиче­ ское общество» Но ведь именно отрицание, по крайней мере, многих из этих ценностей и стало ти­ пичным для молодежи Швеции, а также не­ которых других стран! Итак, полинявших раггаров, которые порядком приелись и надоели, начали вы­ теснять сюнар и моде. Они отличались от раггаров не только внешним видом и мане­ рой одеваться. Сюнар и моде значительно моложе. Среди них немало школьников старших классов. Так не начать ли и мне со школы, тем более, что, помимо прочего, сама шведская система образования и воспитания дает не­ мало поводов и для сопоставлений и для размышлений. Школьный психолог, моде и сюнар С кем и поговорить о настроениях под­ ростков, как не со школьным психологом! Эта должность для шведских школ срав­ нительно нова. Такие специалисты есть да­ леко не во всех школах. Может быть, в трети столичных школ, может, в четверти. Мой собеседник, психолог базовой шко­ лы при стокгольмском педагогическом учи­ лище, обладает мягкими, вкрадчивыми же­ стами и голосом, какой, по моим представ­ лениям, должен быть у священника в ис

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2