Сибирские огни № 09 - 1969
так их окрестили. Они ничего не требовали, ничего не добивались — во всяком случае, от них слышали лишь жалобы на скуку и серость жизни. Многим казалось странным, что раггары бесчинствовали именно в чрезвычайно чин ной, процветающей стране, где, с точки зре ния филистеров, вообще не было причин для бунтарства. Журналисты, писатели, социологи, пси хологи, криминалисты взялись за перо, что бы объяснить новое явление. Одни, впро чем, просто раздували дело, стараясь при дать ему сенсационный характер — и от части добились своего: туристы, приезжав шие в Швецию, требовали, чтобы им не пременно показали настоящих живых раг- гаров. Более серьезные пытались «исследо вать причины» и «вскрывать корни». Наиболее ходкой стала такая, примерно, схема. Раггары — это побочный продукт процветания, издержки «общества благо- состояния», как именует современную Шве цию пропаганда правящей социал-демокра тической партии. Это «потерянная» (или «потерявшая себя») молодежь, сбившаяся с правильной дороги в жизни. Она не хо чет соблюдать принятые в современном об ществе нормы. Ее поступки и выходки пу гают и отталкивают, но вместе с тем за ставляют задуматься о вине «отцов», и их ответственности перед «детьми», которым не были внушены, привиты идеалы, способ ные воодушевить молодое поколение. Для изучения проблемы образовался комитет или даже несколько комитетов. Эксперты попытались создать как бы кол лективный портрет выявленных ими в Сток гольме двух тысяч раггаров. Итак, возраст парней 18—20 лет, девушек 16—18 лет. Достижение восемнадцатилет него возраста дает раггарам в руки шофер ские права. Однако, по мнению экспертов, стремление получить эти права подогрева лось вовсе не любовью к технике, а воз можностью приобрести старые большие ма шины и перемещаться в компании себе по добных, устраивать налеты на отдаленные местности, создавать себе иллюзию воль ной, независимой жизни, свободной от ус ловностей и стеснительной морали. Комитет установил, что многие раггары систематически употребляют спиртные на питки. Оказалось, наконец, что представле ние о раггарах, как о богатых бездельниках, пресыщенных жизнью,—миф. Большинство парней и девушек имели постоянную рабо ту; впрочем, среди подружек раггаров бы ли и школьницы старших классов. Я позаимствую некоторые данные из вы пущенной Шведским институтом брошюры «Шведская молодежь». Шведский институт создан специально для информации зару бежных стран о шведских делах и получает субсидию от государства. Надо полагать, что его издания не очень расходятся с пра вительственной точкой зрения... Брошюра отмечает, что главные симпто мы болезней шведской молодежи —хули ганство. алкоголизм и дисциплинарные проступки в школе. Растет число молодых преступников, обвиняемых в воровстве и угоне автомашин. Раггары, по мнению ав торов, это группы молодежи, довольно постоянные по составу, «жизнь которых вращается вокруг автомобилей старого об разца». Поведение раггаров определяется «бравадой, алкоголизмом и сексуальными наклонностями». Раггары привлекали к себе внимание не столь уж долго. Я, правда, видел их в Швеции еще и в 1966 и в 1967 году; но к этому времени они казались уже «старо модными», и общественный интерес поне многу переместился к «сюнар» и «моде», более близким к достаточно известным «хиппи», представлявшим иные возрастные и социальные группы. Но как бы ни именовались молодые шве ды, в поведении которых усматривали эле менты бунтарства, отрицания, вызова,— не сомненным оставалось одно: «детей» не удовлетворяет мир, созданный «отцами». «Отцы» высокого ранга и общественно го положения не спешили с признанием этого обстоятельства. Премьер-министр Та ге Эрландер писал о необходимости «дать молодым людям возможность осознать их идеалы полезной и счастливой жизни». Од нако молодежь, по-видимому, не вполне осознает эти прекрасные идеалы, посколь ку г-н Эрландер отметил далее, что свобо да выбора означает и выбор «в плохую сто рону». Поэтому можно говорить об общей ответственности за образование в широком смысле, включающее, в частности, «все цен ности, на кодовых основано демократиче ское общество» Но ведь именно отрицание, по крайней мере, многих из этих ценностей и стало ти пичным для молодежи Швеции, а также не которых других стран! Итак, полинявших раггаров, которые порядком приелись и надоели, начали вы теснять сюнар и моде. Они отличались от раггаров не только внешним видом и мане рой одеваться. Сюнар и моде значительно моложе. Среди них немало школьников старших классов. Так не начать ли и мне со школы, тем более, что, помимо прочего, сама шведская система образования и воспитания дает не мало поводов и для сопоставлений и для размышлений. Школьный психолог, моде и сюнар С кем и поговорить о настроениях под ростков, как не со школьным психологом! Эта должность для шведских школ срав нительно нова. Такие специалисты есть да леко не во всех школах. Может быть, в трети столичных школ, может, в четверти. Мой собеседник, психолог базовой шко лы при стокгольмском педагогическом учи лище, обладает мягкими, вкрадчивыми же стами и голосом, какой, по моим представ лениям, должен быть у священника в ис
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2