Сибирские огни № 09 - 1969
ми, чем их родители. Отсюда —раннее ослабление родительского авторитета. Ре лигиозные же устои расшатаны. А влияние этих ужасных журналов и фильмов! Секс и насилие! И в грубой, откровенной форме. Однако никто не поддержал эти несколь ко сбивчиво высказанные мысли. Интерес к сексу? Это не от распущенности. Когда то, о чем все равно шепчутся по углам, ста новится явнь<м, открытым, то это более мо рально. чем когда оно покрыто притяга тельным покровом тайны и запрета. — Но можно ли ставить ча одну доску половое просвещение и коммерческую пор нографию? — возразил я.-*-- Морально ли выпускать иллюстрированные журналы, смакующие самые уродливые половые из-, вращения? — Никто из моих знакомых не выписы вает подобных журналов,— с достоинством сказал хозяин. — Или, во всяком случае, не рассказы вает знакомым, что выписывает их. Все рассмеялись. Дочь хозяина произнес ла с вызовом: — Мораль? Если девушка заберемене ла в семнадцать лет и сделала аборт, то в некоторых кругах ее похвалят: «Смотрите, какая умненькая девочка». Если же она родит ребенка, то вокруг заговорят о мо рали. Иногда ожидание ребенка побуждает будущих молодых родителей поскорее сое диниться в браке. Но всегда ли это мораль но? Это может быть аморальным, если мужчина идет на брак только из опасения скандала. Аморально по отношению к ре бенку, уже заранее нелюбимому по крайней мере одним из родителей. Мораль всегда условна. Но если брать более или менее общепринятые нормы, то шведы в мораль ном отношении мало отличаются от своих европейских соседей. Разговоры о «швед ском грехе», о шведской распущенности — ерунда. Я, впрочем, не исключаю, что ле генда о «шведском грехе» пущена в ход са мими шведами: своеобразная реклама... — Сколько лет вашей дочери? — по-рус ски спросил я хозяина. — Двадцать два. Вижу: вы были увере ны, что ай меньше. Достаточно откровенная атмосфера ве чернего долгого разговора показалась мне подходящей для того, чтобы попросить мо их новых друзей определить наиболее ха рактерные черты современного шведского общества. Что, по их мнению, характерно для сегодняшнего Свена Свенссона? (Этим именем, которое звучит в Швеции так же, как у нас «Иван Иванов», принято обозна чать некоего среднего, типичного шведа). Ответы последовали не сразу. Лишь одна черта была названа без колебаний и раздумий: трудолюбие. Потом я записал: — Шведы хорошие организаторы. — Они несколько скучнее других евро пейцев. — И замкнутее... — Швед иногда сдержит смех из опасе ния, что его неправильно поймут. — Мы очень осторожны. Свенссон обыч но неохотно высказывает свое мнение. — Шведы столь же сентиментальны, как русские, но мы более практичны. — Нельзя сказать, чтобы у среднего шведа было' ярко выражено чувство юмора. Мне назвали еще несколько мелких чер точек, но одни нашли их действительно ти пичными, а другие —нет. Особенные раз ногласия вызвал вопрос об отношении Свенссона к политике. Как это ни покажется парадоксальным с первого взгляда, но в Швеции издавна считалось, что учащиеся гимназий и осо бенно студенты занимают более или менее правые, консервативные позиции в полити ческом смысле. Причина —относительно не большая рабочая прослойка среди студен чества, которое в прошлом состояло преи мущественно из представителей состоятель ных классов. Теперь же молодежь вообще гораздо больше интересуется политикой, и можно говорить об ее общем сдвиге влево. Но вог вопрос: вызвано ли это изменением соста ва студенчества, его демократизацией? Или, может, тут решает рост симпатий к борю щемуся Вьетнаму? Или, наконец, корни —в неудовлетвовенности современным швед ским обществом, в непривлекательности его идеалов-' — Раньше все было просто,—услышал я в заключение.—Швед начинал интересо ваться политикой после того, как получал первое, слишком маленькое, по его мнению, жалование и убеждался, что с него удер жали слишком большие, по его мнению, налоги. Теперь все обстоит сложнее. Вы услышите разные ответы на многие вопро сы и едва ли кго сможет сколько-нибудь полно и точно обрисовать вам сегодняшне го Свена Свенссона, особенно если вас ин тересует не Свенссон-пенсионер, а Свенссон, который только вступает в жизнь. Отцы и дети Лет десять или двенадцать назад под ростки и юноши устроили в Стокгольме «но вогодний бунт». Они разбивали стекла вит рин, перевертывали автомобили, ломали памятники на могилах у церквей, швыряли самодельные бомбы В городе Карлскуге произошло настоя щее побоище, в -котором участвовало, с од ной стороны, около трех тысяч съехавших ся со всей Швеции парней, а с другой — местная полиция, усиленная подкрепления ми из соседних городов. Парни со своими подружками прикатили в этот город на мо тоциклах, на старых, битком набитых ма шинах, либо разрисованных устрашающи ми эмблемами вроде черепа и перекрещен ных костей, либо просто нелепо' размале ванных. Стычки молодежи с полицией — дело не новое. Мир удивила бессмысленность бун та шведских «раггаре» или «раггаров»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2