Сибирские огни № 09 - 1969

Георгий Кублицкий ПЕСТРАЯ ШВЕЦИЯ Я зн а ю эти ст рану о к о л о пятнадцати лет — пусть н а езд а м и , пусть недост а­ точно гл у б о к о . М н е н е зн а к о м ы лиш ь сам ы е Н еверны е е е ок р а и н ы . Зат о в о вс е х значит ельны х го р о д а х Ш веции я б ы в а л не о ди н р а з и некот орое в р е м я работ ал в Ст окгольм е. Т о, что я х о ч у предлож ит ь читателю ,— н е сум м а м ноголет них н а б л ю д ен и й и н е о б о зр е н и е со вр ем ен н о й ш вед ск о й ж изни. Это с к о р ее р а зр о зн е н н ы е ее к а р ­ тинки, кот оры е, о д н а к о , каж ут ся м не достаточно типичными. Тут н а б р о ск и о б ­ лика ст олицы, ист ория о д н о й за баст овк и , особенност и ш ве д с к о го быта, «бунт » м о л о деж и , сп о р ы о так н а зы ва ем о й « п о л о во й р о л и » , замет ки о ш вед ск о й ш коле, о ш вед с к и х з а в о д а х , о ш вед ск о й старине.. С т о л и ч н а я м о з а и к а Даже сегодня почти в любом районе Стокгольма можно наткнуться на идилли­ ческие оазисы тишины и покоя. Набережная вдоль озера Меларен начи­ нается у стокгольмской ратуши, почти в центре столицы. Но посмотрите: к стол­ бикам изгороди прибиты грубо отесанные доски со следами коры, совершенно как будто чужие облику города. Уж не с забо­ ра ли деревенского огорода их оторвали и привезли сюда? Однако они уместны здесь, резко от­ деляя забитую машинами проезжую часть набережной от пологого склона, где пла­ кучие ивы' купают листву в спокойном си­ нем Меларене. Там, по склону, дорожки без асфальта, простые деревянные скамейки. Старики, щурясь от солнца, наблюдают, как на береговых валунах чайки ссорятся с дикими утками, которые здесь ничуть не пугливее домашних. По другую сторону вод, на скалистом обрыве,—улочка, где не залиты асфальтом камни старой мостовой. В чугунных фо­ нарях когда-то горели керосиновые лампы. У обрыва поставлены смотровые телескопы. Здесь особенно хорошо вечером. Множест­ во огней дробится в волнах, поднятых па­ роходом. Труба телескопа притягивает улицы центра, заглядывает в далекие окна. Мелькают чужие тени... Но что-то шелкну- К о р о ч е г о в о р я , это пест рая Ш веция. ло, и видения исчезли: телескоп отработал монетку, сунутую в его щель, требует еще... И мостовая и фонари сохраняются спе­ циально для колорита, для настроения, Я был как-то в гостях у известного сто­ личного шахматиста, недавно переехавше­ го в новый'дом. Хозяин подвел меня к окну: — Там — заповедник. Город оставляет некоторые типичные дома. Вот в этих сей­ час живут художник и скульптор. Внутри квартала, поднявшего над ули­ цами фасады многоэтажных зданий, стоя­ ли два старых дойа. Листва могучих кле­ нов прикрывала их. Вокруг была изгородь, в углу которой скособочилась какая-го тем­ ная надворная постройка. Я вспомнил, с каким трудом отыскивал не так давно приметы всего сорокалетней давности в фантастически разросшемся Но­ восибирске, где прошла моя юность. Вспом­ нил, как выглядел район возле станции метро «Аэропорт» в Москве, куда я десять лет назад переехал на новую квартиру. Тогда наш дом поднимался над массой стареньких деревянных особнячков, уто­ пающих в зарослях сирени и акаций. Теперь последние из них ожидают сноса. Еще два- три года, и ничего не будет напоминать, что тут была московская окраина. А шве­ ды всюду оставляют как бы маленькие бы­ товые музеи истории городов. И я позави­ довал им.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2