Сибирские огни № 09 - 1969
Конференция работала не только в залах Дома -ученых. По существу она на чалась задолго до официального открытия, специалисты готовились к ней более года, накануне были проведены региональные совещания в Тюмени, Улан-Удэ, Томске, Ир кутске и Чите. Конференция продолжалась в кулуарах, за обеденным столом, в но мерах гостиниц. Горячие споры разгорались при встречах участников конференции с рабочими, инженерами, писателями и журналистами Новосибирска. Глубокая заинте ресованность в будущем сибирского края проявлялась буквально всеми, кто здесь жи вет. Люди, казалось бы, далекие от экономических проблем, «атаковали» ученых воп росами, стремились углубить свои знания, внести то или иное предложение. Мне запомнилась встреча сибирских писателей с академиком Николаем Николае вичем Некрасовым. После обстоятельного рассказа ученого о работе конференции состоялась своеобразная пресс-конференция. Она продолжалась несколько часов. А некоторые, наиболее активные товарищи после этого поехали вместе с ученым * Академгородок и там продолжили интересный разговор. Не станем излагать весь ход беседы, приведем лишь несколько вопросов, по кото рым можно судить о круге проблем, волнующих общественность. Во п р о с : В каком положении находится разработка комплексного террито риального плана развития Сибири? От в е т : Закончена разработка генеральной схемы размещения производитель ных сил Сибири вплоть до 1980 года. Эта комплексная схема сейчас обсуждается в Госплане СССР и его отделах. По-видимому, скоро состоится специальное заседание Госплана Союза, на котором обсудим эту генеральную схему. Во п р о с : Центральная проблема Сибири — транспорт. Как он будет развиваться? От в е т : Прежде всего о железных дорогах. Намечается сооружение Амуро-Бай кальской магистрали с выходом к Тихому океану. Имеется в виду построить Енисей скую дорогу, а магистраль Тобольск—Сургут пойдет дальше на Север. Принимаются меры, чтобы восстановить «мертвую дорогу» в Заполярье, о которой так много писа лось в газетах и журналах. Бурно здесь будет развиваться воздушный транспорт. Авиаконструктор Антонов предлагает создать специально для Сибири тяжелые само леты, которые садились бы на простые грунтовые аэродромы. Во п р о с : В связи с этим не могли бы вы сказать, будут ли использоваться дирижабли? От в е т : Существует два противоположных мнения на этот вид транспорта. Общественное конструкторское бюро пытается создать атомные дирижабли. Но дру гая группа конструкторов считает, что дирижабли —это прошлый век, они себя не оправдывают, особенно на Севере, так как ангары стоят очень дорого. И мировая практика показывает: дирижабли не находят развития. Американцы, например, отка зались от дирижаблей. Как сложится у нас, сказать пока трудно. Ясно одно: маленькой группе энтузиа стов не поднять такую сложную задачу. Им нужна помощь. Во п р о с : Что станет с Обской рыбой? От в е т : Да, товарищи, с этим просто беда. Сейчас мы получаем половину того количества рыбы, которое имели 2—3 года назад. И знаете, не столько нефтяники ее губят, сколько лесники, сплавляющие по рекам мелкий лес, который оседает, гниет, отравляет воду, и рыба задыхается. В последнее время были приняты некоторые ме ры: стали строго наказывать руководителей, даже судить, но, к сожалению, еще не изменилась культура людей. И тут определенная ответственность ложится на писате лей. Нужно в своих статьях, произведениях уделять этому больше взимания. Одними административными мерами дело не поправишь. Без воспитания культуры в человеке ничего не получится. Вы — инженеры человеческих душ, и если станете об этом горячо и громко говорить, принесете огромную пользу. Я думаю еще вот о чем: по всей стра не надо создать карту запрещенных для строительства мест. Вот, например, Байкал. Это —заповедник, и на ближайшие 20 лет ни один министр здесь не посмеет ничего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2