Сибирские огни № 09 - 1969

Конференция работала не только в залах Дома -ученых. По существу она на­ чалась задолго до официального открытия, специалисты готовились к ней более года, накануне были проведены региональные совещания в Тюмени, Улан-Удэ, Томске, Ир­ кутске и Чите. Конференция продолжалась в кулуарах, за обеденным столом, в но­ мерах гостиниц. Горячие споры разгорались при встречах участников конференции с рабочими, инженерами, писателями и журналистами Новосибирска. Глубокая заинте­ ресованность в будущем сибирского края проявлялась буквально всеми, кто здесь жи­ вет. Люди, казалось бы, далекие от экономических проблем, «атаковали» ученых воп­ росами, стремились углубить свои знания, внести то или иное предложение. Мне запомнилась встреча сибирских писателей с академиком Николаем Николае­ вичем Некрасовым. После обстоятельного рассказа ученого о работе конференции состоялась своеобразная пресс-конференция. Она продолжалась несколько часов. А некоторые, наиболее активные товарищи после этого поехали вместе с ученым * Академгородок и там продолжили интересный разговор. Не станем излагать весь ход беседы, приведем лишь несколько вопросов, по кото­ рым можно судить о круге проблем, волнующих общественность. Во п р о с : В каком положении находится разработка комплексного террито­ риального плана развития Сибири? От в е т : Закончена разработка генеральной схемы размещения производитель­ ных сил Сибири вплоть до 1980 года. Эта комплексная схема сейчас обсуждается в Госплане СССР и его отделах. По-видимому, скоро состоится специальное заседание Госплана Союза, на котором обсудим эту генеральную схему. Во п р о с : Центральная проблема Сибири — транспорт. Как он будет развиваться? От в е т : Прежде всего о железных дорогах. Намечается сооружение Амуро-Бай­ кальской магистрали с выходом к Тихому океану. Имеется в виду построить Енисей­ скую дорогу, а магистраль Тобольск—Сургут пойдет дальше на Север. Принимаются меры, чтобы восстановить «мертвую дорогу» в Заполярье, о которой так много писа­ лось в газетах и журналах. Бурно здесь будет развиваться воздушный транспорт. Авиаконструктор Антонов предлагает создать специально для Сибири тяжелые само­ леты, которые садились бы на простые грунтовые аэродромы. Во п р о с : В связи с этим не могли бы вы сказать, будут ли использоваться дирижабли? От в е т : Существует два противоположных мнения на этот вид транспорта. Общественное конструкторское бюро пытается создать атомные дирижабли. Но дру­ гая группа конструкторов считает, что дирижабли —это прошлый век, они себя не оправдывают, особенно на Севере, так как ангары стоят очень дорого. И мировая практика показывает: дирижабли не находят развития. Американцы, например, отка­ зались от дирижаблей. Как сложится у нас, сказать пока трудно. Ясно одно: маленькой группе энтузиа­ стов не поднять такую сложную задачу. Им нужна помощь. Во п р о с : Что станет с Обской рыбой? От в е т : Да, товарищи, с этим просто беда. Сейчас мы получаем половину того количества рыбы, которое имели 2—3 года назад. И знаете, не столько нефтяники ее губят, сколько лесники, сплавляющие по рекам мелкий лес, который оседает, гниет, отравляет воду, и рыба задыхается. В последнее время были приняты некоторые ме­ ры: стали строго наказывать руководителей, даже судить, но, к сожалению, еще не изменилась культура людей. И тут определенная ответственность ложится на писате­ лей. Нужно в своих статьях, произведениях уделять этому больше взимания. Одними административными мерами дело не поправишь. Без воспитания культуры в человеке ничего не получится. Вы — инженеры человеческих душ, и если станете об этом горячо и громко говорить, принесете огромную пользу. Я думаю еще вот о чем: по всей стра­ не надо создать карту запрещенных для строительства мест. Вот, например, Байкал. Это —заповедник, и на ближайшие 20 лет ни один министр здесь не посмеет ничего

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2