Сибирские огни № 09 - 1969
Прогресса, от развития которых в первую очередь зависят темпы создания материаль но-технической базы коммунизма в нашей стране. Я считаю: в ближайшие пять-десять лет нам нужно организовать ряд вузов типа Московского физико-технического института. Руководителями таких вузов и заведу ющими ведущих кафедр должны стать крупные ученые. Эти вузы следовало бы припи сать к определенной группе научно-исследовательских институтов и, начиная с третьего курса, центр тяжести обучения студентов перенести в эти научно-исследовательские институты. Упор надо делать на самостоятельную работу с книгой, в лабораториях. Следует давать студентам не только определенную сумму знаний, но и научить их пользоваться этими знаниями на практике, научить думать, изобретать. Я говорю о физматшколах и физико-технических институтах, но это не значит, что высказываемые идеи имеют отношение только к ним. Просто комплекс физико- технических наук имеет наиболее важное значение для развития народного хозяйства, укрепления обороноспособности страны и, естественно, передовые идеи апробируются в первую очередь здесь. Но найденные принципы, успешно выдержавйие испытание временем, можно распространить повсеместно. Ведь речь идет о принципах выявления талантов, их развитии. Не каждый способен к математике, но может стать отличным кулинаром, конструктором, биологом, химиком. Каждое ремесло имеет своих мастеров, каждая специальность — своих Ломоносовых! На мой взгляд, необходимо уже с 7-го класса школы вводить специализацию, формировать школы и техникумы по интересам. Не надо стремиться дать всем стан дартную сумму знаний, учить всех по одной программе. Пора предоставить возмож ность молодежи с ярко выраженным призванием совершенствоваться в выбранной ими области, помочь достигать вершины своего ремесла, дать возможность полнее раскрыться их таланту. Мы намерены организовать в Сибири поиск одаренных ребят не только в обла сти умозрительных наук, но и умельцев с ярко выраженными способностями к изобре тательству, конструированию. Пора всерьез продумать и систему всесторонней подготовки ученых-организато- ров. Организаторы науки, промышленности, сельского хозяйства должны обладать специфическими способностями, и обучать их надо по особой программе. Им не обя зательно быть крупными специалистами в какой-то узкой области, но зато они обяза тельно должны хорошо знать людей, уметь руководить ими. Будущих организаторов надо учить психологии, истории, разбирать опыт социалистического строительства, ме тоды организации и работы капиталистических фирм. Если говорить о задачах старшего поколения ученых в воспитании молодежи, меня здесь беспокоит вот что. У нас в стране пока немного ученых, у которых много учеников. К сожалению, получение личных результатов в науке до сих пор ставится выше, чем создание научной школы, воспитание плеяды талантливой смены. Нередки, к стыду нашему, и случаи, когда руководители вносят свое имя в число авторов ра боты только на том основании, что она сделана в «их» институте, отделе или лабора тории. С этим явлением надо беспощадно бороться. Есть и узаконенные явления, способствующие развитию эгоизма у научной мо лодежи. Возьмем, например, порядок присуждения степеней. Во многих областях тех нического творчества гоуд сейчас носит ярко выраженный коллективный характер, а порядок защиты диссертаций остается индивидуальным. Люди, которые трудились бок о бок над созданием какой-то машины или сложного процесса и сказали новое слово в технике, если они хотят защитить диссертацию, должны как-то ловчить, вы делять «свою долю» участия в общем деле В чем здесь недо.матки? Прежде всего, страшно громоздка система утверждения защиты. Человек защитил диссертацию, ему все аплодировали, поздравляли, а потом проходит месяц, полгода, год —он даже забывает, что является доктором или канди датом, а бумаги где-то ходят по инстанциям. Это, конечно, никуда не годится. Второе. Требования к кандидатским и докторским диссертациям основаны на старой системе, когда вся наука концентрировалась в руках очень небольшой группы жрецов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2