Сибирские огни № 09 - 1969
строем существенно будет определяться тем, насколько эффективно организованы на учные исследования, подготовка научных кадров, насколько быстро достижения науки и техники будут передаваться в массовое производство. Владимир Ильич Ленин прекрасно понимал огромную роль науки, уделял боль шое внимание ее развитию с первых дней Советской власти. Наши успехи в овладе нии космосом, становлении атомной техники, математики, ядерной физики и других фундаментальных наук закономерны — это результат целенаправленной политики партии. В Программе КПСС развитию науки отведено важное место и подчерки вается, что «теперь она становится непосредственной производительной силой об щества». После XXIII съезда КПСС особенно большое внимание партия и правительство уделяют научно-обоснованному прогнозированию развития народного хозяйства, наи более эффективному использованию природных ресурсов страны. Ученые широко при влекаются к работам по перспективному планированию жизни всего нашего государ ства, к поискам рациональных путей решения стоящих перед нами проблем. Настоя щая конференция — наглядное тому подтверждение. Если думать о будущем Сибири, исходя из нынешнего состояния дел, то из всех аспектов научно технического прогресса сейчас наиболее важное значение, на мой взгляд, приобретает подготовка кадров. Мы вправе гордиться достижениями в этой области. В вузах страны за годы Советской власти подготовлено почти десять мил лионов специалистов. Не случайно, сразу после запуска первого спутника Земли аме риканская пресса в качестве коренной причины отставания США в штурме космоса назвала пороки своей системы образования. Ведь цвет науки США составляют при возные ученые. Было проведено ряд мероприятий, в частности, широкое привлечение ученых высокой квалификации из Европы и Азии. «Утечка умов» ц последнее время приобрела огромные масштабы. Такая политика порочна в своей основе, она лишена перспективы. Преимущества социалистического строя как раз в деле подготовки кадров могут проявиться наиболее сильно, надо только полнее использовать наши возможности, смелее распространять успешные эксперименты. Задача состоит не просто в том, чтобы открыть дорогу талантливым, одаренным людям, а в том, чтобы активно искать таланты и направлять их воспитание со школьной скамьи. Сейчас уже очевидно, что подготовка научных кадров должна начинаться со средней школы. Запас знаний, которыми располагает человечество, растет с катастро фической быстротой, и сроки обучения будут неимоверно возрастать, если мы не из меним систему образования. Опыт работы физико-математических школ Москвы, Ленинграда, Новосибир ска показывает, что такая система позволяет гораздо лучше развивать способно сти молодежи. В обычной школе перед одаренными в какой-то области ребятами стоят две опасности. Программу по предмету они усваивают легко, учителя ставят им «пятерки», в результате они перестают работать, а превосходство над другими нередко рождает пагубное ощущение собственной гениальности. С другой стороны, одаренность может и не проявиться, если она не носит явного характера. Позвольте напомнить вам биографию нашего известного математика Н. Н. Лузина. Учился он в Томской гимназии и по математике получал «двойки», пока ему не наняли студента- репетитора. Тот оказался внимательным педагогом и скоро понял: мальчик не может быстро решать стандартные задачи, но если ему дать задачу потруднее и предоста вить время подумать, то он ее не только решит, но и сделает это совершенно ориги нальным способом. После занятий с этим студентом Н. Н. Лузин увлекся математи кой, полюбил ее и впоследствии стал одним из крупнейших математиков мира, создал первую крупную математическую школу России. Нестандартный, индивидуальный подход к учащимся еще более важен в высшей школе. Особое государственное значение это имеет для вузов физико-математического профиля, готовящих кадры для наиболее важных направлений научно-технического
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2