Сибирские огни № 08 - 1969
ния требовал от него максимального лако низма. Но, несмотря на это, книга А. Копыло ва имеет большое значение для тех, кто интересуется литературой Сибири. Она по зволяет преодолеть неверное представление, будто литература Сибири зарождается лишь в X IX в. (а по мнению некоторых — только в XX в.), в ней прослеживаются ис токи литературной жизни, уходящие в древ ность, ко временам присоединения Сибири к России. Правда, автор противоречит себе, ут верждая, что «приведенные данные еще не позволяют говорить о начале формирова ния в это время областной сибирской ли тературы. Первая робкая заявка в этом плане была сделана лишь в 80-х годах X V III в. Она была связана с открытием на родных училищ, с появлением первой в Си бири типографии и с общим оживлением культурной жизни края» (стр. 113). Прежде всего, здесь есть терминологиче ская неточность: вряд ли правомерно гово рить об «областной литературе» вообще. Областные литературы существовали в ус ловиях древней Руси до образования Мо сковского царства, и каждая из них была вполне самостоятельной и самобытной. Но с возникновением единого русского государ ства областные литературы, естественно, перестают существовать, вливаясь в общий поток литературы национальной. И теперь уже, по-видимому, можно говорить лишь о «литературе краев и областей» (употребляя термин А. М. Горького), подразумевая под этим литературную жизнь в крае или обла сти, отнюдь не самостоятельную и не столь ко самобытную, сколько подчиняющуюся общим закономерностям литературного про цесса страны. Вторая неточность — по существу. Коль скоро речь идет не о «сибирской литерату ре», а всего лишь о литературной жизни, зарождающейся в крае, то эту последнюю следует рассматривать не с того момента, когда в ней возникают крупные явления, а с развития литературных интересов, связей, занятий, с появления первых литераторов и произведений, отражающих жизнь края. И, кстати, фактический материал, изложен ный в книге, дает достаточные основания для того, чтобы сказать: литературная жизнь в Сибири возникает уже через не сколько десятилетий после Ермакова по хода. В самом деле, если рассматривать исто рию любого из искусств, развивающихся на сибирской почве, только с момента его зре лости, тогда придется и историю сибирского театра написать лишь с появления профес сиональных коллективов в середине XIX в. Между тем, исследователь с полным правом прослеживает истоки театрального искус ства в XV II в.— с представлений скоморо-. хов, рассказывает о возникновении в нача ле X V III в. церковного театра, о духовных представлениях, приобретавших с годами все более светский характер, о популярном кукольном театре — вертепе, о труппах лю бителей сценического искусства. То же самое можно сказать и о разви тии живописи — иконописи, росписи по же лезу и серебру, резьбы по дереву и т. д. Сибирь не дала в это время художников российского значения, но это не значит, что здесь не было изобразительного искусства. Напротив, А. Копылов убедительно опровер гает утверждение, будто потребности насе ления Сибири в иконах вплоть до середины XIX в. почти исключительно удовлетворя лись привозной продукцией. В Сибири по явились свои художники с собственной ма нерой письма: «При отсутствии высоких ху дожественных достоинств, иконы тем не менее поражали воображение простых лю дей рельефно выступающими вперед фигу рами» (стр. 30— 31). Особенно славились в X V III в. и позднее туринские мастера, превосходившие своим искусством прихо жих иконописцев из Суздаля и других районов европейской части России. Книга А. Копылова, при относительно небольшом объеме, сообщает читателю об ширную информацию. Особенно богатый материал содержится в главах, посвящен ных просвещению, школьному образованию, краеведению, здравоохранению. Интересно рассказано о широкой миссионерской дея тельности на Камчатке, о горно-заводских школах на Алтае, о медицинской школе в Барнауле, где подвизался Н. Г. Ножевщи- ков— один из выдающихся медиков Рос сии. Среди энтузиастов просвещения, поми мо Ножевщикова, названы такие замеча тельные люди, как Ф. И. Соймонов, Т. С. Бурнашев, В. В. Петров, и др. Жаль только, что каждому из них даны предель но скупые характеристики. Хотелось бы больше узнать об их чисто человеческих ка чествах, о подробностях их биографии. Ведь насколько оживляет историю хотя бы один такой факт, как операция, которую сделал себе медик Иван Рейслейн, обморозивший ноги и сам ампутировавший их: облик это го иностранца, прослужившего в Сибири сорок лет, вызывает глубокое восхи щение. Книга А. Копылова весьма удачно иллюстрирована: в ней много фотографий старинных зданий, церквей, крепостных со оружений, о которых автор рассказывает с большим увлечением, любовью, знанием де ла. Здесь представлены и образцы серебря ных сосудов, изготовленных и расписанных сибирскими мастерами, и картины сибир ских художников, отражающие быт и нра вы русского населения прошлого, и страни цы из старопечатных книг. Эти иллюстра ции представляют тем больший интерес, что они извлечены автором из архивов, му зеев, собраний картин, чаще всего недоступ ных читателю. И невольно думается, что вся книга обладает особой ценностью имен но потому, что в ней собраны воедино из труднодоступных источников сведения о культурной жизни наших предков, об исто-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2