Сибирские огни № 08 - 1969

ния требовал от него максимального лако­ низма. Но, несмотря на это, книга А. Копыло­ ва имеет большое значение для тех, кто интересуется литературой Сибири. Она по­ зволяет преодолеть неверное представление, будто литература Сибири зарождается лишь в X IX в. (а по мнению некоторых — только в XX в.), в ней прослеживаются ис­ токи литературной жизни, уходящие в древ­ ность, ко временам присоединения Сибири к России. Правда, автор противоречит себе, ут­ верждая, что «приведенные данные еще не позволяют говорить о начале формирова­ ния в это время областной сибирской ли­ тературы. Первая робкая заявка в этом плане была сделана лишь в 80-х годах X V III в. Она была связана с открытием на­ родных училищ, с появлением первой в Си­ бири типографии и с общим оживлением культурной жизни края» (стр. 113). Прежде всего, здесь есть терминологиче­ ская неточность: вряд ли правомерно гово­ рить об «областной литературе» вообще. Областные литературы существовали в ус­ ловиях древней Руси до образования Мо­ сковского царства, и каждая из них была вполне самостоятельной и самобытной. Но с возникновением единого русского государ­ ства областные литературы, естественно, перестают существовать, вливаясь в общий поток литературы национальной. И теперь уже, по-видимому, можно говорить лишь о «литературе краев и областей» (употребляя термин А. М. Горького), подразумевая под этим литературную жизнь в крае или обла­ сти, отнюдь не самостоятельную и не столь­ ко самобытную, сколько подчиняющуюся общим закономерностям литературного про­ цесса страны. Вторая неточность — по существу. Коль скоро речь идет не о «сибирской литерату­ ре», а всего лишь о литературной жизни, зарождающейся в крае, то эту последнюю следует рассматривать не с того момента, когда в ней возникают крупные явления, а с развития литературных интересов, связей, занятий, с появления первых литераторов и произведений, отражающих жизнь края. И, кстати, фактический материал, изложен­ ный в книге, дает достаточные основания для того, чтобы сказать: литературная жизнь в Сибири возникает уже через не­ сколько десятилетий после Ермакова по­ хода. В самом деле, если рассматривать исто­ рию любого из искусств, развивающихся на сибирской почве, только с момента его зре­ лости, тогда придется и историю сибирского театра написать лишь с появления профес­ сиональных коллективов в середине XIX в. Между тем, исследователь с полным правом прослеживает истоки театрального искус­ ства в XV II в.— с представлений скоморо-. хов, рассказывает о возникновении в нача­ ле X V III в. церковного театра, о духовных представлениях, приобретавших с годами все более светский характер, о популярном кукольном театре — вертепе, о труппах лю­ бителей сценического искусства. То же самое можно сказать и о разви­ тии живописи — иконописи, росписи по же­ лезу и серебру, резьбы по дереву и т. д. Сибирь не дала в это время художников российского значения, но это не значит, что здесь не было изобразительного искусства. Напротив, А. Копылов убедительно опровер­ гает утверждение, будто потребности насе­ ления Сибири в иконах вплоть до середины XIX в. почти исключительно удовлетворя­ лись привозной продукцией. В Сибири по­ явились свои художники с собственной ма­ нерой письма: «При отсутствии высоких ху­ дожественных достоинств, иконы тем не менее поражали воображение простых лю­ дей рельефно выступающими вперед фигу­ рами» (стр. 30— 31). Особенно славились в X V III в. и позднее туринские мастера, превосходившие своим искусством прихо­ жих иконописцев из Суздаля и других районов европейской части России. Книга А. Копылова, при относительно небольшом объеме, сообщает читателю об­ ширную информацию. Особенно богатый материал содержится в главах, посвящен­ ных просвещению, школьному образованию, краеведению, здравоохранению. Интересно рассказано о широкой миссионерской дея­ тельности на Камчатке, о горно-заводских школах на Алтае, о медицинской школе в Барнауле, где подвизался Н. Г. Ножевщи- ков— один из выдающихся медиков Рос­ сии. Среди энтузиастов просвещения, поми­ мо Ножевщикова, названы такие замеча­ тельные люди, как Ф. И. Соймонов, Т. С. Бурнашев, В. В. Петров, и др. Жаль только, что каждому из них даны предель­ но скупые характеристики. Хотелось бы больше узнать об их чисто человеческих ка­ чествах, о подробностях их биографии. Ведь насколько оживляет историю хотя бы один такой факт, как операция, которую сделал себе медик Иван Рейслейн, обморозивший ноги и сам ампутировавший их: облик это­ го иностранца, прослужившего в Сибири сорок лет, вызывает глубокое восхи­ щение. Книга А. Копылова весьма удачно иллюстрирована: в ней много фотографий старинных зданий, церквей, крепостных со­ оружений, о которых автор рассказывает с большим увлечением, любовью, знанием де­ ла. Здесь представлены и образцы серебря­ ных сосудов, изготовленных и расписанных сибирскими мастерами, и картины сибир­ ских художников, отражающие быт и нра­ вы русского населения прошлого, и страни­ цы из старопечатных книг. Эти иллюстра­ ции представляют тем больший интерес, что они извлечены автором из архивов, му­ зеев, собраний картин, чаще всего недоступ­ ных читателю. И невольно думается, что вся книга обладает особой ценностью имен­ но потому, что в ней собраны воедино из труднодоступных источников сведения о культурной жизни наших предков, об исто-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2