Сибирские огни № 08 - 1969
нигде, так что именно в этом, в частности, проявлялась специфика сибирской куль туры! Но очень часто принесенное в Сибирь менялось здесь, приспосабливалось к суро вым условиям жизни, подвергалось влия нию со стороны сибирских народностей. В книге отмечены многие специфические чер ты местной культуры. Так, герои былин (на зывавшихся в Сибири «старинами»), могу чие святорусские богатыри, ездили по тайге, охотились на распространенных в Сибири зверей и т. д. Нередко особенности сибир ской культуры носили негативный характер: здесь медленнее, чем в центре, развивались литература и искусство, до середины X IX в. не было профессиональных театров, долгое время существовало исключительно дере вянное зодчество, в XV II веке не было вра чей, в X V III в.— ни одной гражданской больницы и т. д. Известное отставание Сибири от основ ных культурных центров страны представ лялось отдельным исследователям прошло го (например, областникам) показателем узости, ограниченности местного населения. Не полемизируя впрямую с выразителями этих неверных точек зрения, А. Копылов приводит факты, опровергающие их. Ска жем, известно, что Н. М. Ядринцев одно время отказывал сибирякам в музыкально сти, в любви к песне, к веселью. В книге же содержатся многочисленные сведения о том, как широко распространялись в Сибири исторические песни, какой популярностью пользовались здесь скоморохи, среди кото рых были песенники, плясуны, музыканты, жонглеры, клоуны, дрессировщики, куколь ники. Исследователь справедливо отмечает и любовь сибиряков к играм — к катанию с гор, борьбе, кулачным боям, скачкам, ря жению, пляскам и пр. А. Копылов умеет находить красноречи вые факты там, где некоторые исследовате ли не видят ничего достойного внимания. Он отвергает утверждение историка В. Андриевича, будто в Сибири до X V III в. вообще не было грамотных людей, за исклю чением духовенства. Опираясь на такой по казатель, как торговля книгами, автор до казывает, что спрос на книги был доволь но велик и что, следовательно, в Сибири было немало грамотных людей. Исследова тель обращает внимание и на круг чтения сибиряков, в который входили не только богослужебные книги, но и книги граждан ской печати (исторические и географиче ские сочинения). Более того, Сибирь уже в X V II в. выдвинула местных литераторов, создателей летописей, среди которых выде ляется тобольский подъячий Савва Есипов, первый сибирский писатель. Это ли не ар гументы против тех, кто нигилистически от носится к прошлому! Для нас наибольший интерес в книге А. Копылова представляет все то, что связа но с литературной жизнью края, народным творчеством и искусством. Понятно, что все это рассматривается автором лишь с точки зрения историко-культурной, без спе циального анализа. Но надо отдать долж ное исследователю: хорошая историческая школа, безусловно, присущая ему, дает воз можность достаточно точно охарактеризо вать те стороны культуры, в которых он не является специалистом. • А. Копылов акцентирует внимание на том, что привнесли сибиряки в общерус скую литературную сокровищницу. «Разви вая традиции древнерусского летописа ния,— говорит он,— сибирские летописи претерпели известную эволюцию и уже в X V II в. представляли собой своеобразные исторические повести «о взятии Сибири» (стр. 20). Таковы наиболее известнее ле тописи первой половины X V II в.— Есипов ская и Строгановская, а также и «История Сибирская», созданная замечательным си бирским просветителем С. У. Ремезовым, которого историки «считают первым исто риком и этнографом Сибири, картографы — отцом сибирской картографии, архитекто ры — первым сибирским градостроителем и основоположником инженерной графики Урала и Сибири». Помимо летописей,— отмечает А. Копы лов,— «собственно сибирская литература» представлена рядом повестей — таких, как «Повесть о Таре и Тюмени», «Сказание об Абалацкой иконе», «Повесть о явлении иконы богородицы в Тобольске». В этих произведениях, как и в сибирских житиях X V II в.— Василия Мангазейского и Симео на Верхотурского,— нашли отражение неко торые черты общественной жизни и быта русского населения Сибири. В книге верно решен вопрос, давно вол нующий исследователей литературы Сиби ри: включать ли в историю местного лите ратурного движения деятельность писате лей, не являющихся уроженцами Сибири, связавших себя с ней лишь временным пребыванием? Для автора книги очевидно, что те писатели-«пришельцы», которые оста вили сколько-нибудь заметный след в лите ратурной жизни края, становятся явления ми и местной культуры. Таков С. И. Ш а ховской, видный литературный деятель пер вой половины X V II в., Юрий Крижанич, один из крупнейших публицистов, оставив ший интересное описание Сибири (1680 г.) и др. Что касается ссыльного протопопа Аввакума, то его описание Сибири, данное в «Житии», по справедливости названо са мым художественным описанием, дошед шим до нас от X V II века. К сожалению, о литературных явлениях, даже таких значительных, как тобольский журнал «Иртыш, превращающийся в Ипо- крену» (1789— 1791 гг.), сказано в книге слишком бегло. Думается, автор напрасно отказал себе в праве говорить о всех этих явлениях с той свободой и достаточной полнотой, с которой он говорит, например, об архитектуре. Возможно, над ним довле ла предшествующая работа — он написал соответствующие разделы во втором томе «Истории Сибири», где сам характер изда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2