Сибирские огни № 08 - 1969
му и сильному образу, как «затоптанный в грязь пожар». В этом и некоторых подобных стихотво рениях Д. Глазов ближе всего подходит к убедительному раскрытию тем современно сти. В заключение выскажу упрек, адресован ный в равной мере и автору и редактору сборника: нельзя так неуважительно отно ситься к русскому языку, так своевольно с ним обращаться. Д. Глазову ничего не сто ит исказить ударение, сказать «зиму», «при нял», «правы» и т. д. Встречаются такие кон струкции, как «танки уходили мимо» (тог да как мимо можно пройти); «внешним признаком смутьяна» автор называет «вы сокую посадку головы». И это % стихотво рении с названием «Грамота»! Вот уж где абсолютно необходим «трез вый прищур глаз», которого так опасается Д. Глазов. А зря — поэзия от этого только выиграла бы. Ю р и й П о с т н о е ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТОКАМ 1Ладо ли в наше время доказывать, * *что старая Сибирь была не только местом каторги и ссылки, но и краем до вольно высокой культуры, имевшим нема лые достижения в области науки, литера туры и искусства? По-видимому, для боль шинства наших современников это уже аксиома, хотя, например, М. К. Азадовско- му в «Очерках литературы и культуры Си бири» (1948 г.) приходилось горячо поле мизировать с теми, кто считал Сибирь наи более отсталой областью России. С того времени появилось немало трудов, в кото рых Сибирь дореволюционная предстает перед читателем как «страна», не только богатая лесом, пушным зверем и золотом, но и прославившаяся подвигами духа вы дающихся сибиряков, самоотверженным служением народу энтузиастов просвещения и медицины, творениями зодчих, живопис цев и писателей, страстно влюбленных в свой край. Конечно, Сибирь сегодняшняя ушла в своем развитии далеко вперед, но вряд ли мы сможем оценить и осмыслить это в полной мере, если не будем исследо вать наше прошлое, если перестанем соби рать по крупицам все то, что в свое время составляло духовную жизнь края и что позднее было забыто, но не пропало втуне. С этой точки зрения, нам представляет ся интересной книга А. Н. Копылова «Куль тура русского населения Сибири в XV II — Х у ш вв»1. Хотя этот труд принадлежит к серии научно-популярных, он написан в расчете на историков или, по крайней мере, на лю дей, проявляющих достаточно активный ин терес к истории. Это чувствуется уже в строгом, очень сдержанном тоне, в кото ром автор ведет разговор с читателем: не эффекта ради, не для того, чтобы разволно вать равнодушного, написана: эта книга, но для того, чтобы сообщить специалисту или любителю сумму сведений, ранее разбро санных по многим источникам, а теперь со бранных вместе, изложенных по определен ной системе, просто, деловито, без прикрас. При этом почти каждое утверждение, каж дый факт подкреплен ссылками на истори ческие труды, архивные материалы и иные источники, так что книга приобретает до полнительную ценность— как собрание све дений по библиографии вопроса. На первый взгляд, книга кажется опи сательной и фактографичной. Материал в ней делится на два очерка — X V II и X V III вв,— и распределен внутри каждого из них по главам: просвещение, библиоте-. ки, круг чтения, литература, живопись, те атр, архитектура, здравоохранение. Теоре тические «заставки» выглядят очень крат кими и играющими лишь роль введения к главному — к изложению фактов. Однако было бы неверным отказать автору в четких теоретических позициях, которые как бы освещают факты и подкрепляются ими. Прежде всего, он рассмотрел культуру Сибири как органическую часть общерус- ской, сумев выделить в ней и специфичес кие местные черты. В общем виде эта концепция не пред ставляется сколько-нибудь новой. Однако на практике далеко не всегда удается во плотить ее в жизнь. Мы имеем немало при меров, когда исследователи культуры Си бири не решаются писать о ее чисто сибир ских особенностях, дабы не впасть в субъ ективизм или местничество. Другие же, на против, настолько увлекаются сибирским материалом,1краевыми традициями, что Иг норируют единые для всей страны законо мерности и, по существу, забывают, что культура края — лишь часть общерусской. А. Копылов сумел счастливо избежать обеих крайностей. Ненатужно, не по под сказке, а с глубокой убежденностью пи шет он о том, как развивалась Сибирь вме сте со всей страдой, как во всех областях культуры сибиряки руководствовались об щегосударственной политикой, интересами своего народа. Сюда, в Сибирь, были пере несены многие культурные навыки, прису щие русскому населению европейской части России, особенно— северной Руси, и здесь эти навыки порой сохранились в своем первозданном виде — сохранились, как 4 1А. Н. Копылов, Культура русского на селения Сибири в XVII—XVIII вв. Изд. «Наука». Сиб. отд., Новосибирск, 1968. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2