Сибирские огни № 08 - 1969

му и сильному образу, как «затоптанный в грязь пожар». В этом и некоторых подобных стихотво­ рениях Д. Глазов ближе всего подходит к убедительному раскрытию тем современно­ сти. В заключение выскажу упрек, адресован­ ный в равной мере и автору и редактору сборника: нельзя так неуважительно отно­ ситься к русскому языку, так своевольно с ним обращаться. Д. Глазову ничего не сто­ ит исказить ударение, сказать «зиму», «при­ нял», «правы» и т. д. Встречаются такие кон­ струкции, как «танки уходили мимо» (тог­ да как мимо можно пройти); «внешним признаком смутьяна» автор называет «вы­ сокую посадку головы». И это % стихотво­ рении с названием «Грамота»! Вот уж где абсолютно необходим «трез­ вый прищур глаз», которого так опасается Д. Глазов. А зря — поэзия от этого только выиграла бы. Ю р и й П о с т н о е ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТОКАМ 1Ладо ли в наше время доказывать, * *что старая Сибирь была не только местом каторги и ссылки, но и краем до­ вольно высокой культуры, имевшим нема­ лые достижения в области науки, литера­ туры и искусства? По-видимому, для боль­ шинства наших современников это уже аксиома, хотя, например, М. К. Азадовско- му в «Очерках литературы и культуры Си­ бири» (1948 г.) приходилось горячо поле­ мизировать с теми, кто считал Сибирь наи­ более отсталой областью России. С того времени появилось немало трудов, в кото­ рых Сибирь дореволюционная предстает перед читателем как «страна», не только богатая лесом, пушным зверем и золотом, но и прославившаяся подвигами духа вы­ дающихся сибиряков, самоотверженным служением народу энтузиастов просвещения и медицины, творениями зодчих, живопис­ цев и писателей, страстно влюбленных в свой край. Конечно, Сибирь сегодняшняя ушла в своем развитии далеко вперед, но вряд ли мы сможем оценить и осмыслить это в полной мере, если не будем исследо­ вать наше прошлое, если перестанем соби­ рать по крупицам все то, что в свое время составляло духовную жизнь края и что позднее было забыто, но не пропало втуне. С этой точки зрения, нам представляет­ ся интересной книга А. Н. Копылова «Куль­ тура русского населения Сибири в XV II — Х у ш вв»1. Хотя этот труд принадлежит к серии научно-популярных, он написан в расчете на историков или, по крайней мере, на лю­ дей, проявляющих достаточно активный ин­ терес к истории. Это чувствуется уже в строгом, очень сдержанном тоне, в кото­ ром автор ведет разговор с читателем: не эффекта ради, не для того, чтобы разволно­ вать равнодушного, написана: эта книга, но для того, чтобы сообщить специалисту или любителю сумму сведений, ранее разбро­ санных по многим источникам, а теперь со­ бранных вместе, изложенных по определен­ ной системе, просто, деловито, без прикрас. При этом почти каждое утверждение, каж­ дый факт подкреплен ссылками на истори­ ческие труды, архивные материалы и иные источники, так что книга приобретает до­ полнительную ценность— как собрание све­ дений по библиографии вопроса. На первый взгляд, книга кажется опи­ сательной и фактографичной. Материал в ней делится на два очерка — X V II и X V III вв,— и распределен внутри каждого из них по главам: просвещение, библиоте-. ки, круг чтения, литература, живопись, те­ атр, архитектура, здравоохранение. Теоре­ тические «заставки» выглядят очень крат­ кими и играющими лишь роль введения к главному — к изложению фактов. Однако было бы неверным отказать автору в четких теоретических позициях, которые как бы освещают факты и подкрепляются ими. Прежде всего, он рассмотрел культуру Сибири как органическую часть общерус- ской, сумев выделить в ней и специфичес­ кие местные черты. В общем виде эта концепция не пред­ ставляется сколько-нибудь новой. Однако на практике далеко не всегда удается во­ плотить ее в жизнь. Мы имеем немало при­ меров, когда исследователи культуры Си­ бири не решаются писать о ее чисто сибир­ ских особенностях, дабы не впасть в субъ­ ективизм или местничество. Другие же, на­ против, настолько увлекаются сибирским материалом,1краевыми традициями, что Иг­ норируют единые для всей страны законо­ мерности и, по существу, забывают, что культура края — лишь часть общерусской. А. Копылов сумел счастливо избежать обеих крайностей. Ненатужно, не по под­ сказке, а с глубокой убежденностью пи­ шет он о том, как развивалась Сибирь вме­ сте со всей страдой, как во всех областях культуры сибиряки руководствовались об­ щегосударственной политикой, интересами своего народа. Сюда, в Сибирь, были пере­ несены многие культурные навыки, прису­ щие русскому населению европейской части России, особенно— северной Руси, и здесь эти навыки порой сохранились в своем первозданном виде — сохранились, как 4 1А. Н. Копылов, Культура русского на­ селения Сибири в XVII—XVIII вв. Изд. «Наука». Сиб. отд., Новосибирск, 1968. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2