Сибирские огни № 08 - 1969

* V ньш местам бежала прочь Неемеана, остав­ ляя след — «кровинки красной ягодой, в ку­ стах». Печален конец сказки, но торжест­ вует светлое, истинное чувство. Мир сказки у Д. Глазова многообразен. Ухает филин, прокричит свое предсказание ворОн; глухо, бьют бубны, взвывают зурны и рожки в половецком стане; ■ развеселой скороговорочкой прозвучит плясовая приба­ утка. Уронит с высоты, прощаясь, утка си­ нее перо— и не надо иных слов, чтобы мгновенным озарением вспыхнула перед вашим взглядом картина осени. Постоян­ ной антитезой человеческому в стихах Д. Глазова выступает— -звериное. Зверье всегда равнодушно и потому несимпатично поэту. Бессмысленно таращит зенки бу­ рундук.-— ему нет дела до горя Несмеяны. Глупо бьется в стекло ох'тенский голубь. Захлебнулись было криком выпи, взвыли волки, когда в половецкий стан- вместе с богатой добычей и красавицей-полонянкой привезли воины тело жениха. Но зверье осталось зверьем — его вопли равнодушны, как равнодушно сердце кочевника-завоева- теля к страданиям побежденных. Вечным и верным другом человека пред­ стает у поэта природа. Она живет вместе с людьми, кручинится их горем, созвучна их думам. Даже камень, мертвый надмогиль­ ный камень, укрывающий тело жениха, в печали «холодит туман». Слепнут кусты, когда в их чаще не может отыскать человек стрелу. Вместе с царевной дрожат пугливые осины. А речки — два потока слез, слив­ шись, выносят тело Несмеяны. В лесу ли, у болота, на берегу ли реки или в чаще кустов — повсюду в сказках Д. Глазова все так заманчиво, таинственно, так полно поэзией русской старины, что, че­ стное слово, здесь совсем нечего делать «с, трезвым прищуром глаз». Но есть в сборнике и другие стихи — о людях наших дней. И тут только диву да­ ешься, как на глазах меркнут образы, как натужно, а порою невыносимо фальшиво начинает вдруг звучать голос поэта. Открывает сборник стихотворение «Па­ стухи». Кажется, здесь множество зримых примет времени. Вспоминается война, тан­ ковые удары, Курская дуга, День Победы, есть даже «мобилизующая» строка: «Но к утру^— бой им снится снова!» Но до чего же мелок стих, сколько в нем неправды! Пастухи-калеки, оставив стадо на подпа­ сков, бродят по дворам, празднуя «Кур­ скую дугу». И вместе с ними веселится вся деревня, потчуя побратимов медовухой и первачом. На ночь их привечают на сено­ валах чужие вдовы. Им, вдовам, седые ве­ тераны-холостяки «с мужскою добротою долги погибших отдают». После такой по­ луиронической, полускабрезной сцены про­ сто кощунственно звучит строфа; Но к утру — Бой им снится снова! И беспокоит сквозь стежки Люцерны жесткая солома. Как подступившие штыки... Неточно по мысли, откровенно слабо стихотворение «Самая высокая трава». Здесь вновь — отголоски войны. Обыгры­ вается примета: самая высокая трава вы­ растает в местах захоронения. Ради фор­ мального приема, во имя рефрена автор жертвует элементарным смыслом. Не пой­ мешь, где причина, где следствие, когда прочитаешь такую, например,, строфу: Говорят, в войну там хоронили. Но ковыль не ведал на юру, чьих сынов на землю уронили (?) в самую высокую траву. Патетика вообще не свойственна Д. Гла­ зову. Его гражданственные стихи произво­ дят весьма странное впечатление. Вот «Бунтарь». Герой этого стихотворения — человек'с душой, «разбитой на две части». Всю жизнь верил он в свой удел, жаждал больших свершений. Каких именно? А вот послушайте: Он утром кофе пил И ел яички всмятку. ...А ночью мир кроил, Мечтал о беспорядках. Попробуй тут разберись, кто перед то­ бой — чудак, обыватель, громила или, мо­ жет бытц реваншист, мечтающий о пере­ деле мира? Когда вы готовы принять образ «бунта­ ря» как сатиру на некоего Обломова на­ ших дней, неожиданно оказывается, что у личности этой имеются где-то «отважные друзья», что они сражаются за что-то на краю земли и крепко верят в чудесные та­ ланты этого сфинкса, считают почему-то «лихим бомбардиром» и наверняка одер­ жали бы с его помощью победу, но — вот беда! — не знали, куда послать гонца. Поэту, да еще молодому, важнее всего познать самого себя, свои сильные и сла­ бые стороны. И не для того, чтобы обхо­ дить собственные слабости, а чтобы их пре­ одолевать. Д. Глазов свободнее всего чув^- ствует себя в мире сказки, в кругу преданий старины, труднее всего дается ему граж­ данственная тематика. Но есть у поэта сти­ хи, где в разговорной манере ведет он бе­ седу с читателем и как бы невзначай задер­ живает внймание на ярком, интересном со­ бытии, на полюбившейся детали. Интересно стихотворение «Пожар». Здесь бытовой фон — хутор, по колено увязший в грязи, разорванный сапог и сса­ дина на ноге, по которой хлещет мокрая штанина,— соседствует со сложными мета­ форами («пожара узда колючая у грозы разрывав}- рот»), с образом флюгеров, раз­ летающихся стаями. Во всем стихотворе­ нии, в его ритмике ощутим драматизм со­ бытий, высокий накал борьбы со стихией, хотя всё вроде бы написано очень просто. Ураганный ветер, гроза, молния, поджег­ шая загоны, спасение из огня дико всхра­ пывающих коней, лошадиная пена прикле­ илась к сапогу, ссадины — все детали, собы­ тия шаг за шагом ведут нас к такому ясно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2