Сибирские огни № 08 - 1969
щей темноты и несправедливости! Больные трахомой и ревматизмом мужчины и жен щины, не имеющие представления об элект ричестве и медицине, никогда не посещав шие школы дети, не знающая куда себя де вать молодежь... И надо всеми н.и-м.и, обма нутыми и обессиленными, хитрый старец с пронизывающими глазами, в руках которо го «все орудия власти — религия, толпа фанатиков и собственная армия — два здоровых плосколобых идиота... Его бы в средние века, в чертолом политических комбинаций». Нет, не могли двое здоровых и грамот ных, выросших при социализме молодых людей вот так, просто, уйти отсюда — не вмешавшись, доверив всю тяжесть борьбы будущему. Значит — кровавая схватка не избежна. «...Эхо умерло. Горели, мерцали неровными солнечными пятнами мхи. Вернулась тишина — сонная, извечная. Да был ли выстрел? Были ли эти по следние, дикие слова Николы? Нужно подойти к Николе. Подбежать. Скорее! Но я не мог ворохнуться. И вместе с тем— невыносимая, давящая злоба стиснула дыхание, придавила рухнув шим деревом. Я чувствовал — если не сде лаю что-то жестокое и беспощадное, она расплющит, она сожжет меня». «Сначала я как будто одеревенел, и в голове кружилось все одно и то же — не может человек убивать человека, не может. Потом я словно лежал в едком, щиплющем глаза тумане и все твердил свое: не может, не может, не может. Может!» Так покинуло рассказчика «наивное, чис тое восприятие мира», чтобы уступить свое место мужественному, зрелому взгляду на него. «Мшава» у А. Якубовского воспринима ется как символ всего того, что тянет чело века назад, к темному и звериному прошло му, что ассоциируется у нас, современников грандиозных достижений науки и техники, с властью вековых предрассудков и воспи танных частнособственническим обществом инстинктов. Нет надобности повторять, что издание настоящей «Библиотеки», имеющей самый широкий адрес, уточняет наши представле ния о современном литературном процессе, вносит в него те или иные существенные коррективы. И еще раз доказывает несос тоятельность всяких скидок на «географию». Разве произведения, допустим, Г. Маш кина, В. Распутина, А. Якубовского, ряда других писателей не стали весомым вкладом в сегодняшнюю прозу, в прозу 60-х годов? Отмененные незаурядным знанием изобра жаемой среды, оригинальностью характе ров, свежестью авторского голоса, они вполне заслуживают, чтобы их судили по большому счету. Отсюда совсем не следует, что перед на ми во всех отношениях зрелые и художест венно равноценные книги. Но о каждой из них, думается, можно сказать, что она не есть лишь результат профессионального уменья, но рождена потребностью самостоя тельного осмысления действительности, не обходимостью произнести о ней свое слово. А это отнюдь не такое уж самоочевидное качество, если прислушаться к тому, о чем все чаще говорят критики и писатели при оценке произведений «молодых». «Все бес спорно, но нет ясного ощущения необходи мости того, что напечатано и написано... Это явление мастерства, которое переходит в мастерство холодное, бездушное, достигая иногда* блеска стилевого, языкового» (Д. Гранин). И подобное явление, бесспор но, ничуть не лучше гой инерции иллюстра тивности, что заметна порой в произведе ниях молодых сибирских прозаиков. Но именно — порой, ведь в целом внеш нему и оперативному освоению новых жиз ненных сфер и тем авторы этих произведе ний решительно предпочитают подлинное вживание в материал, казалось бы уже знакомый нам из других литературных ис точников. И тут мы вправе сделать вывод, что, сохраняя преемственную связь с кни гами конца 50-х — начала 60-х годов, их произведения не только несут на себе при меты времени, но и по-своему отражают существо происходящих в литературе про цессов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2