Сибирские огни № 08 - 1969
ренная сюжетная коллизия помогла автору увязать в тесный узел ряд важных проб лем жизни современного села. Она воспри нимается, в частности, как художественное свидетельство в пользу того, что положение дел в деревне, ставшей ныне гораздо за житочнее, чем еще недавно, все больше зависит от ее культурного уровня, от при сутствия в ней достаточного числа людей грамотных и профессионально под- готовленныЧ. Не менее громко звучит в повести и те ма человеческого взаимопонимания и сочув ствия, противостоящего мещанскому себя любию и эгоизму. В равнодушии к судьбе отдельного индивида — истоки равнодушия общественного, и вот почему так действен этический пафос произведения. О том, что интерес к деревне у В: Рас путина не случаен, что он имеет внутреннее право писать о ней и в дальнейшем, гово рят и некоторые его рассказы, особенно луч ший из ни х— «Василий и Василиса» (я бы отнес его к лучшим в нашей прозе за по следние два-три года). Нет смысла пересказывать его содержа ние, оно несравненно богаче .внешней сю жетной канвы и трогает вдс прежде всего своей интонацией — буднично-деловой и в то же время задумчиво-грустной. Как бес хитростны изображенные здесь люди, но и как естественны — в своей способности от кликаться на добро и зло, полной мерой платить за то и другое и в конце концов прийти к пониманию, что хорошее в чело веческой природе, а в дурном «жисть вино вата». Я не говорю уже о точности деталей, о чувстве меры и внутреннем такте, прису щих писателю, когда он рисует самые пере ломные эпизоды так трудно сложившихся судеб Василия и Василисы. Он более неза висим по отношению к предшественникам, к прозе И. Бунина, чем некоторые наши мо лодые писатели, перенимающие даже музы ку чужой речи, ритм повествования, зато можно сказать с уверенностью, что ему действительно близки идущие от классики традиции. / Впрочем, тут В. Распутин не одинок, с неменьшим правом сказанное можно отнес ти и к другому молодому прозаику — Г. Машкину. Его повесть «Синее море, бе лый пароход» завоевала широкое читатель ское признание поэтичностью тона, незау рядным пониманием психологии ребенка и подростка, гуманистическим пафосом. Да, главные персонажи произведения — дети. Но это совсем не значит, что его коллизии не имеют прямого отношения к миру взрос лых. Наобороту;'как раз данное обстоятель ство дало автору возможность более четко обнажить некоторые присущие этому миру противоречия и выявить их несовпадение с общечеловеческими идеалами. Не менее интересна и значительна и вторая его повесть— «Арка». Арка— это Аркадия. Таково полное имя героини, официантки приисковой столовой, живущей на краю поселка вместе со старой бабкой. Жизнь вокруг сурова и неулыбчи ва. Только обжились на новом месте высланные из-под Белгорода — началась война. Арка по натуре горда и независима, та ким сломаться — тяжелее. Впервые она ожесточилась, когда ушел Фока, практичный парень, прибившийся к ней в голодные, лихие годы. Раздражение, накипающее в Арке, пока смутно и направ лено на ближайших соседей Лукьяновых, живущих недружно, н-о умеющих при слу чае позлорадствовать. « — По мне — пусть бы побили они друг друга,— бросает она при известии о новой ссоре супругов,— детей только жалко». Но скоро студеной весной сосед отморо зил ногу, и Арка, бывшая в военное время донором, сама дала ему кровь, чтобы он быстрее поправился. Беда никак не может обойти стороной дом «под парусом». Гибнет спившийся Колька Ус, новый муж; при смерти бабка. Мстительная, фантастичная мысль посеща ет Арку у постели умирающей. « — Сожгу, сожгу весь поселок,— выго ворила Арка сквозь рыдания. — А там дети,— ответила бабка чуть слышно.— И у тебя будет маленький. — Люди злые, злы-ы-е...— рыдала Арка. — Дети помнят добро...— Бабка еще ше велила тонкими, как две суровые нитки, губами. — Бабуня, родная, одна я, одна.— Арка забилась к ней под бок.— Как без тебя?» И эти самые люди, знакомые и незнако мые, приходят к Арке на помощь, когда, кажется, вокруг нее — ни души, а она вот- вот станет матерью. , Г. Машкин умеет лепить характеры. Он любит рисовать людей сильных и решитель ных, не жалеет красок, чтобы подчеркнуть то, что ему в них нравится или отталки вает. Геолог-поисковик Никита из рассказа «Никита и Лидия Максимовна» готов схва титься чуть ли не с самой судьбой — хочет он чувствовать себя свободным и здоровым, хочет крепко брать все, что сулит жизнь,, не связывая себя обязательствами. Но неотяго- щенность ничем, никакой 0 |ветствен- ностью — это утопия, это от зверя, а не от человека, и всякое сильное чувство сейчас же ее опровергает, как то и' случилось с Никитой. Итак, ответственность — за себя, за все, что вокруг тебя... Именно понятие о ней и придает нашим представлениям о добре и зле такое качество, как активность ■ Этой мыслью освещены и страницы повести А Якубовского «Не убий» («Мша- ва»). / Возможно, и прав отчасти рассказчик, член маленькой группы топографов, натк нувшихся в глубине тайги на поселок старо веров: действовать нужно было иначе, чем они действовали, более осторожно и умно. Но как было удержаться при виде крича-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2