Сибирские огни № 08 - 1969

строительной площадке среди нескончаемого потока машин... Герои же Г. Немченко представляются несколько упрощенными. Они и изъясняют­ ся односложными фразами, и чувства их имеют какой-то аскетический привкус. Одна­ ко автор, как явствует из его краткого вступления, сам видит слабости произведе­ ния, впервые опубликованного лет пять на­ зад, и в этом залог того, что они будут преодолены в его новых книгах. Тема возмужания и становления харак­ тера,— • несмотря на некоторые неизбежные издержки,— остается, пожалуй, в молодой прозе ведущей. Об этом свидетельствуют и повести «Не прячьте скрипки в футлярах» В. Коньякова и «Проводины» В. Шугаева (они пока что за пределами «Библиотеки») и более масштабные произведения, рома­ ны — «Арина» , алтайца Л. Кокышева и «Ложный гон» талантливого нивхского про­ заика В. Санш. Поэтичен пейзаж дальневосточной тайги в «Ложном гоне», самобытны изображенные в нем люди, особенно — молодой охотник Пларгун и старик Лучка. Действие развива­ ется неторопливо и даже медлительно, по­ добно тому как медлительна поступь таеж­ ной зимы, то радующей сердца охотников изобилием зверя, то заставляющей искать защиту от студеной метели. Но постепенно взаимоотношения главных персонажей об­ рисовываются со всей определенностью: на одной стороне традиция и опыт, на дру­ гой — знания, молодой задор, бескомпромис­ сность. Однако старый зверолов Лучка бли­ же герою романа, чем расчетливый, корыс­ толюбивый Нехан, и именно от него он стремится перенять мудрость старших и охотничью оноровку. Уроки Нехана, напро­ тив, легко могли бы свернуть Пларгуна с прямого пути, не выработай он в себе — опять-таки не без помощи Лучки — внут­ ренней стойкости и ориентации на высокие моральные критерии. Превозмогая естественное для новичка чувство некоторой растерянности перед тай­ гой и суровыми ее законами, требующими от человека выносливости и присутствия духа, Пларгун выходит'-лобедителем из вы­ павшего на его долю серьезного испытания. Он научился понимать не только окружаю­ щих, но и себя. И этим окончательно решен выбор его будущей профессии, овладев ко­ торой герой романа надеется быть полезным своему маленькому народу. В прозе В. Санти, отдающего явное пред­ почтение внутренней напряженности повест­ вования перед его внешней динамикой, зву­ чит еще один важный мотив, актуальный именно для наших дней. Речь идет о необ­ ходимости бережного и чуткого отношения к кладовым и таинствам природы. ...Как легко и бездумно говорят о них иные молодые жители поселка, где протек­ ла вся трудовая жизнь старика Изгина! А вот он, в отличие от »их, способен и безо­ шибочно и своевременно предсказать боль­ шой улов рыбы, м подумать в сохранении от окончательного истребления ценной поро­ ды пушного зверя. Для беспокойства на этот счет есть у него все основания (по на­ блюдению Изгина, «бывали зимы, когда чер­ нобурок не встречал, ни один охотник с по­ бережья»), и оно даже вытесняет по-чело­ вечески понятное желание увенчать свой долгий путь эффектным охотничьим трофе­ ем. «Когда Изгин впервые увидел лисовина, у него появилось такое чувство, будто он встретил единственного брата после долгой, полной неизвестности разлуки. Наверно, это потомок чернобурок Лесистого мыса. Где-то в душе, волнуясь и радуясь своему возрож­ дению, шевельнулось придавленное толстым слоем времени чувство — чувство хозяина и покровителя. И тут же озаботило опасение: как бы лисовин ненароком не нарвался на выстрел какого-нибудь охотника». Так мысли и чувства героя повести «Из­ гин» оказываются созвучными тому, что хо1 тел бы передать молодому поколению Луч­ ка из «Ложного гона». Читая книги В. Санги, лишний раз убеж­ даешься в плодотворности художественных исканий, которыми отмечено творчество представителей ранее отсталых, не имев­ ших своей письменности'народностей, в том, что они успешно осваивают опыт литерату­ ры русской и европейской. 3 Приближение зрелости литераторов, чьи книги определяют лицо молодой прозы Си­ бири, ярче всего сказалось в их способнос­ ти не ограничиваться темами, связанными с нравственным и трудовым самоопределени­ ем молодого современника, но идти дальше и отзываться на все многообразие, всю сложность окружающей жизни. Не так давно в критике широко обсуж­ дались произведения писателей, пишущих о селе. Наметилась даже тенденция к особо­ му их выделению в качестве представителей единого течения, хотя едва ля это правомер­ но, тем более что границы последнего начи­ нают раздвигать до бесконечности. Ведь ма­ териал деревенской действительности может послужить и основой для скороспелого от­ клика на «модные» в литературе веяния и своего рода пробным камнем для писателя, ищущего выхода к социально значительной проблематике. В первом случае мы получа­ ем более или менее ловко скроенные одно­ дневки, во втором — такие, например, произ­ ведения, как рассказы М. Рощина из его сборника «С утра до ночЦ^ или повесть В. Раопугина «Деньги для Марии». Повесть В. Распутина, по справедливости высоко оцененная критикой, не уводит чи­ тателя в страну идиллически безмятежных пейзажей, населенную добрыми и мудрыми людьми. Нет, выступают в ней обычные, рядовые жителя деревни, со своими забота­ ми и печалями, устоявшийся быт которых взбудоражен житейской катастрофой. Заост-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2