Сибирские огни № 08 - 1969
строительной площадке среди нескончаемого потока машин... Герои же Г. Немченко представляются несколько упрощенными. Они и изъясняют ся односложными фразами, и чувства их имеют какой-то аскетический привкус. Одна ко автор, как явствует из его краткого вступления, сам видит слабости произведе ния, впервые опубликованного лет пять на зад, и в этом залог того, что они будут преодолены в его новых книгах. Тема возмужания и становления харак тера,— • несмотря на некоторые неизбежные издержки,— остается, пожалуй, в молодой прозе ведущей. Об этом свидетельствуют и повести «Не прячьте скрипки в футлярах» В. Коньякова и «Проводины» В. Шугаева (они пока что за пределами «Библиотеки») и более масштабные произведения, рома ны — «Арина» , алтайца Л. Кокышева и «Ложный гон» талантливого нивхского про заика В. Санш. Поэтичен пейзаж дальневосточной тайги в «Ложном гоне», самобытны изображенные в нем люди, особенно — молодой охотник Пларгун и старик Лучка. Действие развива ется неторопливо и даже медлительно, по добно тому как медлительна поступь таеж ной зимы, то радующей сердца охотников изобилием зверя, то заставляющей искать защиту от студеной метели. Но постепенно взаимоотношения главных персонажей об рисовываются со всей определенностью: на одной стороне традиция и опыт, на дру гой — знания, молодой задор, бескомпромис сность. Однако старый зверолов Лучка бли же герою романа, чем расчетливый, корыс толюбивый Нехан, и именно от него он стремится перенять мудрость старших и охотничью оноровку. Уроки Нехана, напро тив, легко могли бы свернуть Пларгуна с прямого пути, не выработай он в себе — опять-таки не без помощи Лучки — внут ренней стойкости и ориентации на высокие моральные критерии. Превозмогая естественное для новичка чувство некоторой растерянности перед тай гой и суровыми ее законами, требующими от человека выносливости и присутствия духа, Пларгун выходит'-лобедителем из вы павшего на его долю серьезного испытания. Он научился понимать не только окружаю щих, но и себя. И этим окончательно решен выбор его будущей профессии, овладев ко торой герой романа надеется быть полезным своему маленькому народу. В прозе В. Санти, отдающего явное пред почтение внутренней напряженности повест вования перед его внешней динамикой, зву чит еще один важный мотив, актуальный именно для наших дней. Речь идет о необ ходимости бережного и чуткого отношения к кладовым и таинствам природы. ...Как легко и бездумно говорят о них иные молодые жители поселка, где протек ла вся трудовая жизнь старика Изгина! А вот он, в отличие от »их, способен и безо шибочно и своевременно предсказать боль шой улов рыбы, м подумать в сохранении от окончательного истребления ценной поро ды пушного зверя. Для беспокойства на этот счет есть у него все основания (по на блюдению Изгина, «бывали зимы, когда чер нобурок не встречал, ни один охотник с по бережья»), и оно даже вытесняет по-чело вечески понятное желание увенчать свой долгий путь эффектным охотничьим трофе ем. «Когда Изгин впервые увидел лисовина, у него появилось такое чувство, будто он встретил единственного брата после долгой, полной неизвестности разлуки. Наверно, это потомок чернобурок Лесистого мыса. Где-то в душе, волнуясь и радуясь своему возрож дению, шевельнулось придавленное толстым слоем времени чувство — чувство хозяина и покровителя. И тут же озаботило опасение: как бы лисовин ненароком не нарвался на выстрел какого-нибудь охотника». Так мысли и чувства героя повести «Из гин» оказываются созвучными тому, что хо1 тел бы передать молодому поколению Луч ка из «Ложного гона». Читая книги В. Санги, лишний раз убеж даешься в плодотворности художественных исканий, которыми отмечено творчество представителей ранее отсталых, не имев ших своей письменности'народностей, в том, что они успешно осваивают опыт литерату ры русской и европейской. 3 Приближение зрелости литераторов, чьи книги определяют лицо молодой прозы Си бири, ярче всего сказалось в их способнос ти не ограничиваться темами, связанными с нравственным и трудовым самоопределени ем молодого современника, но идти дальше и отзываться на все многообразие, всю сложность окружающей жизни. Не так давно в критике широко обсуж дались произведения писателей, пишущих о селе. Наметилась даже тенденция к особо му их выделению в качестве представителей единого течения, хотя едва ля это правомер но, тем более что границы последнего начи нают раздвигать до бесконечности. Ведь ма териал деревенской действительности может послужить и основой для скороспелого от клика на «модные» в литературе веяния и своего рода пробным камнем для писателя, ищущего выхода к социально значительной проблематике. В первом случае мы получа ем более или менее ловко скроенные одно дневки, во втором — такие, например, произ ведения, как рассказы М. Рощина из его сборника «С утра до ночЦ^ или повесть В. Раопугина «Деньги для Марии». Повесть В. Распутина, по справедливости высоко оцененная критикой, не уводит чи тателя в страну идиллически безмятежных пейзажей, населенную добрыми и мудрыми людьми. Нет, выступают в ней обычные, рядовые жителя деревни, со своими забота ми и печалями, устоявшийся быт которых взбудоражен житейской катастрофой. Заост-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2