Сибирские огни № 08 - 1969
обстоятельств обязаны Канаевы своим нрав ственным перерождением, но всей логике окружающей их жизни. Недаром сами эти случайности, неожиданности занимают в произведении скромное место. Оно выдер жано в духе спокойного, будничного повест вования о мытарствах двух полярных но вичков. I Даже там, где как будто была полная возможность ' развернуть эффектный эпи зод,— например, переход героев через тунд ру в самом начале повести,— автор ограни чился деловитой скороговоркой: «Им нуж но было пройти шестьдесят километров до автотрассы на прииск. Они не знали еще, что через несколько часов выбьются из сил и будут тщетно искать хоть кусок дерева, чтобы вскипятить чай в жестянке, взятой по совету бывалых ребят... Они не знали тундровой дороги и не знали, как усталость превращается в конце концов в ненависть к дороге, к усталости и себе. Не знали, что когда ненависть будет пе реходить в жалость и страх, они увидят черную ленту трассы и попутный шофер молча откроет им дверцу». Вот и все — никаких живописных под робностей, никакой патетики. В полном сог ласии с высказанным в авторском предис ловии принципом: «...всяческие розовые кол лизии, надуманная чепуха там, где сам пов седневный труд схож с приключением,— такая трактовка «жизни» граничит с бес предельностью обдуманной лжи». В том же ключе — в целом — написаны и вошедшие в книгу рассказы: «Анютка, Хыщ, свирепый Макавеев», «Где-то возле Гринвича», «Через триста дет после радуги», «Чудаки живут на Востоке». Не везде у О. Куваева органично увязаны жизненный факт и «философия», где-то дает знать эс кизность манеры, но он последователен в своем развенчании ложной романтики и хо дячих представлений о героизме. Для него важнее показать не что совершают люди, очутившиеся в определенных обстоятельст вах,. а во имя чего они действуют, как по рой мучительно обретают свою «точку опоры». Изображение нравственного становления личности не требует, однако, обязательно какого-то необычного жизненного материа ла, предельно суровых условий. Так, например, в романе Г. Немченко «Здравствуй, Галочкин!» перед нами обык новенная, хотя и довольно крупная, строй ка, куда с разных концов страны съехалась молодежь. Жизнь и работа молодых строи телей и стала здесь предметом художест венного исследования. Автор почти не останавливается на пре дыстории своего героя — детдомовском дет стве и скитаниях, приведших его на строи тельство металлургического комбината. За то подробно, со множеством достоверных и убедительных подробностей обрисован Га лочкин в процессе своей трудовой деятель ности, во взаимоотношениях с товарищами по работе, наконец, во внутренней эволю ции от рабочего с сомнительной репутацией «охотника за длинным рублем» до передо вого бригадира. «Тяжелее стало жить Мишке Галочкину. Но, может быть, 'всегда оно так получается, когда начинаешь задумываться над жизнью? Когда вдруг однажды поймешь, что живешь не только затем, чтобы, обма нув кого-то, сделать работу, потом, полу чив за «ее деньги, пропить их почти тут же... Правда, свою работу Галочкин всегда де лал честно, на совесть, но воровать из-за производства приходилось ему часто». По степенно, незаметно расстается он с излюб ленными привычками и предрассудками, и в финале романа мы уже видим человека, окончательно пришедшего к выводу, что каждый себя должен «приспособить к боль шому делу». У нас не так уж много произведений, где в центре стоит образ рабочего, к тому же изображенный с такой мерой авторской 'заинтересованности и далекий от какой-ли-- бо плакатноети. Герой Г. Немченко явно полемичен по отношению к уныло-благо- пристойным персонажам иных «производст венных» романов недавнего прошлого, скон струированным по «идеальной» схеме. Он все время бросает им вызов, подсмеивается над ними, а заодно, между прочим, и над собой. «Весело кладет Галочкин стенку, нра вится ему сейчас эта веселость, а другой Галочкин, который есть в Мишке,— насмеш ливый и чуть-чуть злой — не стихает: «Чего это ты так расстарался?» «Да это и не я,— говорит Мишка.— Вот сдерживаюсь даже, а оно само так и ла дится, так и ладится...» — «Всех денег не заберешь»,— смеется злой Галочкин, а Миш ка ему отвечает: «Вовсе я не из-за денег. Деньги — что, подумаешь!..» «Себя хочешь показать?» — «Нет,— го ворит Мишка.— Просто само так идет. Умею работать и хуже не смогу — не получится!» То открыто, то исподволь их спор длит ся на протяжении всего произведения. Сам по себе примечательный, он все-таки слиш ком выпирает своей оголенной публицистич ностью. Кажется, Г. Немченко задался целью показать непременно «среднего» рабо чего, больше всего опасаясь отклониться от «истины» в ту или другую сторону. А это определило и выбор красок, и интонацию повествования, перегруженного чисто опи сательными эпизодами и невыразительными диалогами. Спору нет: жизнь строителей Запсиба складывалась из множества будничных, внешне ничем не примечательных трудовых дней. Но точно такой она была и у строи телей Братской ГЭС, а ведь сумел же А. Приставкин в своем цикле новелл «Брат ская грамматика» передать необыкновен ность ее ритма, ее удивительные контрасты, когда, допустим, одержимость делом могла уживаться в людях с заботой о беззащит ной красоте березки, случайно уцелевшей н*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2