Сибирские огни № 08 - 1969
рательных отрядов. Сначала некоторые кре стьяне, захваченные карателями как за ложники, пытаются согласиться — поймать большевика Мамаева: «Может, Мамаев-то и правда — враг». Они просят попа засту питься за них, вызволить из беды, но пре датель-поп, вместо того, чтобы на самом деле защитить их, начал читать наставле ния: «Жить бы вам да жить, а вы смутьян плодить, Мамаевых разных... Да и сами- то волками смотрите... Не один у нас Ма маев корень-то зла, а все вы — зло суще ствующей власти!» И по тому, как изде вался над ними офицер, орал: «Вся дерев ня — большевики... В порошок сотру!..»; по тому, как пьяные каратели расправились с восьмндесятилетвим стариком, пришед шим просить за своего внука; по тому, как случайно разгоняет их непроспавшийся солдафон: «Разойдись, стрелять буду!.. На род... Стреляю!» (действительно стреляет в толпу и кого-то убивает),— потому-то и поняли они, что надежды нет, наступила пора действовать: «Недаром, видно, Мама- ев-то...» Эти слова являются ключевыми для всей картины — их на разный лад произносят разные мужики. Во второй картине — «Вне закона» изображаются партизаны, в том числе сам Мамаев. Сцена эта написана слабее первой, но в ней налицо горячее желание показать героизм партизан, их уверенность в победе, их организованность. У Ст. Исакова _ нет примитивного решения вопроса о стихийном и сознательном выступлении крестьян про тив Колчака. Писатель признает всю взаи- мопроникаемость этих явлений в жизни. Один из руководителей партизанского отряда говорит: «Не мы подымаем Сибирь, а она сама подымается». И в то же время все собравшиеся в лесу озабочены тем, как о р г а н и з о в а т ь широкое массовое восстание, предлагают объявить свою кре стьянскую мобилизацию. Мамаев среди них _ самый популярный командир, по этому к нему и обращаются: «— Мамаев, за тобой дело... Выкидывай красный флаг с лозунгом: «Долой Колча ка!» М а м а е в (добавляет): «Да здравству ет Советская власть!» Затем продолжает: «Зажечь народ не трудно, а организовать как? Полки, про довольствие, оружие... План надо снача ла...» Правда, и он потом соглашается, что «сначала надо народ поднять без плана», но все соглашаются с идеей народной кре стьянской власти — с последующей мобили зацией и т. п. Поднимающаяся Сибирь тре бовала организованности, 'организаторы расширяли круг восставших, укрепляли их ряды, формировали конечные цели. Такая постановка сложного вопроса— одна из привлекательных черт пьесы Исакова, сви детельствующая, что он внимательно всматривался в опыт гражданской войны в Сибири. Третья сцена — о расправе мужиков с попом-предателем. Его убивают за сце ной, мы слышим только голоса: «На кол его! на сук! Будет, попировал с карателями, потравил нас...» Кто-то останавливает их: «Товарищи крестьяне, нельзя самоправст- вом! Народный суд...» А ему отвечают, ви димо указывая на восставших крестьян: «А вот — народный суд!» Все это — страх, недоумение, отчаяние — переживает на сцене семья попа, жена, дети, молодой че ловек, будущий зять, тоже толком не по нимающий, что же происходит вокруг. Интересен трапезник, хромой высокий ста рик, который все время как бы комменти рует события, оценивает их: «Упреждал в дни светлые: не дражии льва спящего...», «Паси народ, как стадо свое, а не рыскай, как волк...», «Кара народа — кара божья...» Нельзя оказать, что сцена выразитель на, но смысл ее ясен — он в утверждении силы народа. Важна также была агитаци онная роль такого заключения пьесы — в те дни не просто расставались с верой в бога, и обличение его служителя, спра ведливый суд над ним способствовали ан тирелигиозной пропаганде. Есть предположение, что пьеса «Восста ние» написана в 1920 году. И как бы ни казалась она нам теперь несовершенной, она затрагивала самые животрепещущие вопросы временя и являлась важным зве ном в эволюции писателя, свидетельством его перехода на большевистские позиции. Незавершенная повесть «Голгофа» и последний опубликованный писателем рас сказ «Без имени» близки по содержанию. В том и в другом произведении — о гибе ли борцов за Советскую власть в колча ковских застенках. 1918 год. Отряд Петра Сухова и Дмит рия Сулима разбили. Он, как выяснилось позднее, был предан. Красноармейцев вы лавливали по одиночке и группами, неко торые, не выдержав голодной смерти в го рах, сдавались сами. В повести Ст. Исаков рисует различные случаи — тогда, когда лю дей вылавливали, мучали и расстреливали, и тогда, когда они приходили сами, кое-кто с надеждой на помилование, каялись, тру сили — их тоже расстреливали. Бывали и такие случаи (привожу длинный отрывок, поскольку повесть целиком, видимо, опуб ликовать удастся нескоро): «Привели однажды светлым вечером в штаб двух красногвардейцев. Пожилой был один — бледный и угрюмый, как холодный день,— и молчал, а другой— совсем еще юноша. Веселы были крупные черты его лица, а в сердце буйными ключами били соки жизни, и любил он говорить со всеми, кого видел, даже с врагами. Допрашивал их на крыльце волости мо лодой офицер, но уже полковник, и юноша отвечал на все охотно, но по-своему. — Интеллигент? — спросил его полков ник. — У нас классов нет,— ответил юноша и засмеялся легко. — Об этом потом потолкуем. Звать?.. — А тоже потом и скажу...— и опять
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2