Сибирские огни № 08 - 1969
да еще какое! Словом, веди мир да порядок в народе, а народ... Не тот же ли народ, что при полиции был, к зуботычинам при выкший, к тому-другому? Есть в нем соз нание порядочности? Есть социальные идеи общественности? Все та же темнота и не вежество, а лучшего — хоть капельку. Да еще хуже. Грубости на мужиков наросло на три пальца, непочитание власти — на де сять, особенно у солдат, на войне побывав ших да в плену. Недаром же розга и пу щена в обиход... Конечно, и розга имеет свое оправда ние, но стоит ли все-таки порядочному че ловеку соваться в эту милицию? А вот Иван Васильевич пошел. Власти предержа щей на старости лет захотел послужить, что ли, или уж волна политическая под бросила его к этому делу — не понять. Ну только печать эта у него во всю физионо мию, как говорится». Тут и комментарии не нужны. Иван Васильевич — верный служитель Колчака из бывших защитников «свободы и равен ства», из числа предателей интересов наро да. Общая картина жизни тоже невеселая и характеризуется как «ненастье» (так на зывается вся первая главка, перед тем, как рассказать о Петре Петровиче, Федоре Фе доровиче и Илье Васильевиче). Начинает Ст. Исаков опять с артельных, кооператив ных дел: «Какое же дело в артелях, в лав ках, когда везде и всюду — разруха, разру ха! И от дела одна муть на душе». А по том переходит к деревенским событиям: «И самая деревня стала скучная, тихая, молчаливая. Точно все выселились куда-то, и остались в домишках бабы да ребятиш ки: их только и видишь. Вздумал было по гостям, по старым приятелям походить, про старые да про новые порядки потолко вать, скуку развеять — куда там! Сидят старички благообразные, слушают, точно грачи, умудренные веками, молчат в боро ды. Не раскачаешь. А все от чего? От не настья. Да вопрос: ненастье-то от кого? Не от политического ли? Присмотрелся: пра вильно, от политического, от переворотов разных да от поворотов. Как начнешь про политику, про войну рассказывать да при стегнешь к ней народное хозяйство — сей час и пальцы в затылок полезут у мужи ков. Было, дескать, хорошо, нет, надо войны воевать, в революции играть... Вот и дово евали, досменяли царей... А другие откро венно признаются: — При царе хорошо было... Прямо тоска берет, слушая такие сло ва. Никак не понимает мужик, что для его же пользы всякие постройки политические ведутся — для народа...» Раскачал все-таки рассказчик одного мужичка, задел его больным вопросом: « — Изменилась, говорю, деревня. Не такой стала, как пять лет назад. А он: — Ой ли? Изменилась ли? И н.у доказывать. И правда — не изме нилась. Не изменила своего лика, корня своего, души, так сказать, а только иена» егье это политическое как бы задернуло ее духом каким... Где-то далеко и воздух густ, и солнце печет, и грозы гремят, а сюда одна муть тучевая доходит — вон как за окном, на горах. Сеет эта муть беспре рывно, и ни тьмы, ни солнышка — ,и на ду шу оседает...» Иначе сказать, где-то далеко идет нормальная жизнь на новых основаниях, а здесь под пятой колчаковщины муть одна, ничего не изменилось, все, как пять лет назад, как при царе, да при царе-то даже лучше было, одним словом— обездоленный край! Иной, следовательно, более четкой ста ла политическая ориентация писателя, и стало понятно, почему сразу после разгро ма и изгнания -колчаковцев он начал ак тивно сотрудничать в большевистских газе тах, написал несколько произведений о гражданской войне в Сибири, о героях- партизанах, о героях-большевиках, муже ственно защищавших Советскую власть. 3 Последние двадцать месяцев жизни Ст. Исакова также творчески интенсивны, как и предыдущие полтора года. То в од нодневной газете «Искра труда» ок печа тает рассказ о коммунистическом воскрес нике «Веселый день», то в газете «Алтай ский коммунист» выступает со статьей о помощи голодающим России, то публику ет зарисовки «Красные лепестки» — о на ходчивости, изобретательности партизан в их борьбе с колчаковщиной. Одновременно он упорно работает над пьесой «Восста ние», повестью «Голгофа» и над рассказом «Без имени». Из них только рассказ был опубликован в мае 1921 года в приложе ниях к газете «Красный Алтай». Драматургически пьеса «Восстание» не совершенна. Она примыкает к тем первым агитационным драматическим произведени ям, которые были''предназначены для са модеятельного театра, и по характеру сво ему очень близка к пьесам первых лет Со ветской власти — А. Неверова, А. Серафи мовича, В. Шишкова и др. В пьесе три почти не связанных между собой картины — «Казню и милую», «Вне закона» и «Кара народа — кара божья». Связь между ними внутренняя, такая же, как, например, в романе В. Зазубрина «Два мира» между отдельными главами, каза лось бы, не составляющими единый сюжет. Как и в романе Зазубрина, у Исакова каж дая картина — какая-нибудь новая сторона хода гражданской войны в Сибири. В пьесе те же проблемы, что волновали многих зачинателей советской литературы, изобра жавших гражданскую войну. Первая кар тина — «Казню и милую» о зверствах кол чаковских карателей, в ней попытка про следить * постепенное прозрение крестьян под воздействием вопиющего произвола ка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2