Сибирские огни № 08 - 1969
не наделил и в другие связи ее не поста вил. И все это для того, чтобы четко отве тить на вопрос, можно ли в такую войну оставаться нейтральным. Катерина Ильинична — мать лесничего. Для сына она готова сделать все возмож ное, и тот признателен и благодарен ей за это. Мать устраивает для сына хорошую дачку и жаждет, чтобы никакие заботы не одолевали сына. Но постоянная тревога гложет мать. Всюду война. Убивают людей, так и сына ее могут убить. Эта мысль бук вально преследует ее: как? такого хороше го сына, красивого, внимательного, умного, и убьют? Не может того быть, он же нико му не враг, да и не может быть врагом! А Володя на самом деле желает быть «над схваткой». «Я в стороне,— уверяет он мать.— И тем и тем не враг. Надо же ведь кому-то дело делать...» И затем развивает перед ней целую программу, в основе кото рой философия индивидуализма: «Человек по природе своей великий се бялюб. Изо всех войн, революций, таинств священных, червей и букашек он извлекает только себе, только для себя... Только для него все живет. Общество, государство — для него. Устраивает общество, устраивает государство — - для себя... Если говорит: за людей положу голову — врет, за свою идею кладет, потому что она изумительный фактор . себялюбия... А себялюбие — ин стинкт звериный. Значит, человек — зверь. Значит, и я зверь — себялюб, и значит — какое мне дело до других... Сам для себя живу. А пойду к тем или другим — тоже для себя... тоже...» Партизаны убили Володю при первом же взятии родного села. Мать прокляла убийц. Партизан выбили из села колчаков ские солдаты, пленных начали расстрели вать, а мать и этих убийц прокляла, бро силась защищать стоявших у амбара пар тизан и услышала: «Связать!» Мать про кляла всех убийц, но уже бессилен ее про тест, если в основании его, где-то в глуби не лежало нежелание вмешиваться в ход событий. «Край обездоленный» — произведение сатирическое, примыкает к традиционным у писателя «наброскам с натуры» и имеет подзаголовок «бытопись». В нем несколько главок, и почти в каждой основательное исследование различных характеров ново явленных воротил колчаковского делового мира. Любопытно, что подписано это про изведение никогда до того не употребляв- ' шимся псевдонимом «П. Арфенов». Видимо, Ст. Исаков надеялся и в период колчаков щины его опубликовать. Касался он в ос новном «невинных» дел кооперации, а по лучилась внушительная критика колчаков щины с ее открытым стремлением возро дить старые, сметенные было революцией буржуазные порядки. Ст. Исаков показывает, как на смену де ревенского богатея в новых, весьма благо приятных условиях пришел бывшйй мастер Петр Петрович и вовсю свое дело раздува ет — завод маслодельный приобрел, ■ дом отгрохал. На смену деревенскому купцу пришел Федор Федорович. Он, правда, ко оператор, но действует теперь как заправ ский купец. Спекуляция, взяточничество, «законное» прикарманивание кооператив ных денег за особые «услуги» общественно му делу — и все это якобы во имя процве тания кооперации. А что теперь думает о кооперации сам мужик? Нечто очень неле стное. Доказывают ему, что кооперация де ло нужное и полезное, что переживает она сейчас трудности, так как «до товаров ли теперь, когда война несусветная», а он свое: « — Насчет кооперации? Брось, дядя. Слыхом слыхали, оставь... — А это почему? — спрашивает голосок. — А так... Верили раньше, а теперь бу дет. — Вот те раз! — Да ей-богу! Сколько господинчики ни делают для мужика — он все останется господинчиком, начальничком, а мужик... Разве против кооперации кто скажет что?.. Но самим надо нам дело делать, а никому другому. А то другой для другого, а нам опять-таки шиш на постном масле». Словом, мужик за свою кооперацию, а не за ту, что при Колчаке начала действо вать. Великолепна главка под названием «Иван Васильевич». В ней говорится о пе рерожденцах другого типа, о перерожден цах политических. В черновике Ст. Исаков вычеркивает слишком откровенную фразу, предваряющую рассказ об Иване Василье виче: «Я не про Петров Петровичей — это мелкая сошка, комар надоедливый, я про паутов». Вот как изображается этот колчаков ский паут: «Уж не знаю: политика ли, время ли уж наше такое, но накладывает это что-то на людей, какую-то особую печать. Не вид но со стороны ’этой печати, а как загля нешь попристальнее в глаза — вот она, так и выпирает наружу. Заметно это у мужи ков, но кто раньше в пиджаках да мунди рах ходил, уж особенно видна печать эта. Ожесточение какое-то к делу, к которому приставлен, или, вернее, сам приставился, рвение какое-то уж крайнее оказывает че ловек. Какого-то вершителя судеб предста вляет своей особой, Петром Великим мнит себя или Сократом-мудрецом. Взять хотя бы того же Ивана Василье вича, отставного капитана. Ведь человек душа-тряпица был, в городе даже газету свободомыслящую издавал во время мрач нейшей реакции после девятьсот пятого го да. Лично знал его. А нынче — вот те на! Лягнул и выпрягся. В милицию ударился. Правда, милиция отличается в нынешние времена от блаженной памяти полиции, ну хотя бы тем же названием почетным, но все-таки... Обязанность та же и принципы те: с уголовщиной разной возись, с боль шевиками этими несчастными дейо имей, !1 Сибирские огни К« 8 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2