Сибирские огни № 08 - 1969
купчиха моя толстомясая!.. Деньги-то, деньги как считать будешь?» Дикой кажется ему эта мысль — он же потомственный хлебо роб, а жена на самом деле считать не умеет. Объездчик Кузьма Петрович, хитрющий россиянин, издевающийся над кержаками, предлагает другое: объединиться, да и ку пить жнейку. В страдные дни в богатой Си бири будет она приносить изрядный дохо дец: сиди да деньги считай! Обмозговывает со всех сторон Леон предложение и недо умевает, как это «богатенькие-то не доду мались до этой машины». Не вызывают до верия у него российские, так как хорошо знает, что теснят и теснят они коренных сибиряков, к оскудению их ведут. «А эта степь! — размышляет Леон.— Разве такой была она прежде, когда гос подами ее были сибиряки? Когда были жи вы отцы и деды? Там зимой и летом пас лись косяки лошадей, целыми деревнями гоняли волков, устраивали бега,- понадви- нулась Расея — и не стало ничего этого. Сдвинулись сибиряки к борам, сжались и растаяли в семиверстых улицах сел. Исчез ли пастухи — киргызы, ушли к Иртышу, а на их зимовках появились поселки. По крылась степь темными заплатами новых деревень — и не стало простора. — Переселенцы, переселенцы! — гово рит он, покачивая головой. Да, они, эти переселенцы, оживили степь, плодородные степи — разве есть в этом зло? Нет, Леон не видит зла в том, что пришли люди и раскинули жизнь. Но они, эти пере селенцы, наплыли, как саранча, и пожирают степное богатство. Они выпахивали, вытря хивали земли и вот в конце концов обесси лили их... Они, как хищники, вырубали ку сты ягод, для того, чтобы сидя обирать ветки. Захлестнули они сибиряков веревочной петлей, установили во всем свои порядки и обычаи, свои суды и расправы, и потекло из рук старожилов дедовское богатство. ...Да, оскуднение, оскуднение! И в поле, и в доме, и в сердце. Сибиряки перенима ют и перенимают чудные обычаи и стира ются с лица земли. Оскуднение, оскуднение! Что бы сказали предки о службе Леона пожарным сторожем, если бы сумели взгля нуть на него из своих могил, когда он си дит на вышке № 13 и осматривает кругом синие верхушки бора? Они бы только по качали головами и снова спрятались в свои могилы от позора... ...Время идет и идет. Солнце спускается, к западу. Над бором поднимается мутная просинь лесных испарин, окутывает просинь и степь. Леон опускает голову и сидит так це лый час, не думая ни о чем: разве мало на сердце горечи от этих дум?» Ничуть не меньше как трагическая фи гура. Проникновенная, со слезой. К тому же Кузьма Петрович, изворотливый, продув ной россиянин, обманул-таки Леона, обвел его вокруг пальца. Нет, не с машиной — хуже: жену Леона вместе с его сбереже ниями увел он! И еще раз недоумевает чи стейший Леон: «Вос-семь красеньких!.. За вос-семь красных нарушить, а?... Все нару шить, а?» Все герои рассказа — Леон, Кузьма Пет рович, Матыша, старый кержак Федосей, идеи которого так задушевно, лирично и убежденно излагает Леон, написаны пла стично, мягко, с точными деталями всех обстоятельств их жизни. Тем не менее рас сказ не был опубликован и, вероятно, пото му, что уж очень прозрачно отдавал он душком областничества. Если большевистская группа Барнаула влияла и на самого писателя и на содер жание журнала «Сибирский рассвет», то она не могла одобрить рассказ «Оскудев шие», где классовое расслоение сибирской деревни подменялось враждой между сиби ряками и россиянами, где так явно выра жалась тоска о самостийной Сибири. В ус ловиях, когда областничество превратилось в антисоветскую силу, такой рассказ печа тать, конечно, было нельзя. Другие произведения, над которыми ра ботал в это время Ст. Исаков, действи тельно касаются актуальных проблем. В рассказе «Одурь» (газ. «Алтайское де ло», 1919, 4/Х1.) два плана. Один из них связан с признанием тяжелейшей разрухи. Старик пастух справедливо говорит учите лю, что и скот перевелся, и одеться не во что, и народ измельчал — из мужчин стари ки да калеки остались: « — Мор пришел на землю, и помяни меня: либо .через два, либо через три года порастет земля дурманом... Загнила серд цевина — спасу не будет. Другую древнину расти...» Не соглашается с ним учитель: « — Вот и посажена древнина-то эта, вот и растет! Революция... ум человеческий посадил... Новую жизнь делают, а старую на свалку!» Но не слушает дед учителя, одно твер дит: гибель, гибель, гибель. И померк свет в глазах учителя, «что-то липкое опутыва ло мозг, что-то похожее на паутину», «мягкое и дряблое росло что-то в нем, и мысль уже не искала оправдания жизни». Так вырастает второй подтекстный план рассказа: выражение протеста против пес симистического пророчества, негодования против тех, кто опутывает людей дурманом безнадежности, кто распространяет одурь неверия. Жизнь надо защищать, идеи ре волюции не должны погибнуть. Рассказы «Мать» и «Край обездолен ный» не стали в свое время фактом лите ратуры, но они существуют, они сохрани лись, и о них надо сказать, чтобы понять правильно эволюцию писателя. «Мать» — произведение несколько алле горическое. Крестьянское восстание почти никак не конкретизировано, вообще восста ние красных. Мать раскрывается только в одном — в своей бесконечной и преданной любви к сыну, другими качествами ее автор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2