Сибирские огни № 08 - 1969

Последние годы жизни Ст. Исакова — с 1917 по 1921 — являются наиболее пло­ дотворными, если судить но тем приведе­ ниям, которые опубликованы, и особенно по тем, которые сохранились в рукописях. В 1917 году Ст. Исаков закончил повесть «Деревня» (из нее напечатан только небольшой отрывок), в 1919 рассказы «Мать», «Оскудевшие», «Край обездолен­ ный» (год определен предположитель­ но, по содержанию), в 1920 году за­ вершил пьесу «Восстание», в 1920— 1921 годах усиленно работал на повестью «Гол­ гофа» (сохранилось два черновика). И все это наряду с тем, что он печатал в ново­ николаевской, красноярской и барнауль­ ской газетах, в журнале «Сибирский рас­ свет». Издание толстого литературно-художе­ ственного журнала «Сибирский рассвет» в 1919 году следует признать важным собы­ тием в литературной жизни Сибири. Его редактировал в течение всего года и, как выясняется из письма к Гребенщикову, ор­ ганизовывал Ст. Исаков. Об особенностях, характере и направлении журнала в усло­ виях колчаковской цензуры подробно рас­ сказал Ю. Постнов в статье «Из истории литературной жизни Сибири в период Ок­ тябрьской революции и гражданской вой­ ны»1. К тому, что доказательно пишет автор этой статьи, следует добавить свидетель­ ство И. Г. Зобачева, журналиста-большеви- ка, в то время работавшего в Барнауле и принимавшего активное участие в литера­ турной жизни города. 30 марта 1963 года он рассказал: «В 1919 году в Барнауле ра­ ботала сравнительно сильная группа боль­ шевиков. В нее входили С. Ужгин, В. Удо- нов, И. Зобачев, П. Васильев (литератор, выступавший под псевдонимом П. Овчин­ ников), Ф. Чугин и др. Эта группа под­ держивала организацию журнала и в ка­ кой-то степени влияла на его содержание через литературный кружок, на заседаниях которого обсуждалось почти каждое посту­ пившее в журнал произведение. Прикры­ тием всего дела был Ю. Ревердатто — поэт и белый офицер. Он был вхож в воинский колчаковский гарнизон, и его участие в журнале, равно как и участие другого офицера А. Усова, спасало журнал от раз­ гона. В качестве редактора беспартийный Ст. Исаков устраивал в тот момент обе стороны, и он, несмот]^ на свирепую цен- зуру, честно выполнял свою работу, не до­ пуская антибольшевистской крикливости, которой наполнена была колчаковская пресса». Сейчас нет никакого сомнения в том, что политическая позиция и самого Ст. Иса­ кова и редактируемого им журнала «Си­ бирский рассвет» была противоречивой, од­ нако следует согласиться с обоснованным утверждением Ю. Постнова в упомянутой статье: «Если все же журнал заслуживает 1См. кн. «Культурное строительство в Си­ бири», Новосибирск, 1965, с. 21—36. нашего внимания, то прежде всего потому, что на его страницах появились такие про­ изведения, в которых — хотя и в ограни­ ченных масштабах — находили выражение живые силы народа, не смирившегося с колчаковщиной» (с. 36). В Новониколаевских казармах Ст. Иса­ ков окончательно подорвал свое здоровье, а тут еще свалилось большое личное го­ ре— в мае 1918 года умерла жена, а в 1920 в деревне один за другим от воспаления легких погибли два сына. К весне 1921 го­ да его болезненное состояние стало столь очевидным (туберкулез), что потребовался срочный выезд в Крым. Степан Ильич вые­ хал, но до места не добрался. В Москве он слег и умер 19 августа 1921 года. I Октябрь 1917 года — рубеж в творче­ стве подавляющего числа русских писате­ лей. Сибиряки не были в этом отношении исключением. Размежевание произошло как и всюду, только в Сибири все ослож­ нилось тем, что почти полтора года власть находилась в руках то Временного сибир­ ского правительства эсеро-областнического толка, поддержанного затем контрреволю­ ционным выступлением чехословаков, то Колчака-, выступавшего вкупе с интервен­ тами и от имени «законного» русского пра­ вительства. Эти исторические события на­ кладывали свой отпечаток на развитие ли­ тературы вообще и особенно отражались на индивидуальных судьбах писателей. Поэто­ му, чтобы разобраться в творчестве Ст. Исакова, следует разделить его на три далеко неравных этапа — предреволюцион­ ный, колчаковский и советский (после раз­ грома колчаковщины в конце 1919 года). Все предреволюционное пятилетие харак­ теризуется у Ст. Исакова двумя типами произведений — фельетонно-сатирическими, критическими по отношению к современной ему деревенской жизни и психологически­ ми исканиями с постановкой «вечных» во­ просов — о жизни и смерти, о любви и природе. В самом начале своих выступле­ ний, в 1912 году, он опубликовал рассказ «По ягоды» и фельетон «Спектакль». Лирический герой вместе с женой и друзьями едут в лес по ягоды. «Взъехали на пригорок. Отсюда были видны темно­ зеленые с серым отливом полосы хлебов. Легкий «сивер» гнал по нему медленные волны, и полосы походили на шелковые ленты с переливчатыми рубчиками. Дальше виднелись серые выступы гребней и лес по речке Черепанихе. — Вон Висячая,— сказала Елена.— Там камни висят, как зыбки,— потому и зовут ее Висячей. И действительно, сквозь щетину сосно­ вого леса по хребту Висячей можно было заметить темные громады, бросающие да­ леко вниз на гору длинные тени». Сначала едущие философствуют, а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2