Сибирские огни № 08 - 1969
ной жертве» Аполлон. Он не понимал, как это можно творить не по настоятельной ду шевной потребности. Основное содержание его немногих сти хотворений — - лирические пейзажи, овеянные романтическими, едва ощутимыми настро ениями. В предельно кратко нарисованных и, казалось бы. самодовлеющих пейзажах поэт находит свой поворот темы, и стихот ворение приобретает неожиданно волну ющий «общечеловеческий» смысл. Помню, меня поразили строгие прозрачно-ясные строки из его «Ледохода». Там с крутояра-чер'.озема. Над зеркалами мутных вод, Среди березника у дома. Старик глядит на ледоход. Реки ломаются доспехи, С весенним льдом плывет зимаз Дорога, проруби и вехи, И глыб сугробных терема. Но почему за далью синей Утрата их ему больна? Быть может, там плывет на льдине Его последняя весна.« * * # Все, созданное А. С. Пиотровским, поч ти не выходило за пределы Сибири и ныне незаслуженно забыто. Поэт не любил спешки в творчестве, а медленно, терпеливо и тщательно гранил свои скупые, но для меня незабываемые стихи. -— Спешить некуда,— часто говорил он. — Спешка — плохая помощница истинной поэзии. Александр Степанович — поэт-миниатю рист. Из больших его произведений я помню только одно — поэму «По Алтаю». Она на печатана в «Алтайском альманахе», издан ном в Петербурге в 1914 году. Отдельно вышли в свет только два то неньких сборничка стихотворений поэта. Первый — под названием «Алые сумерки» был издан в Барнауле в 1922 году на сквер ной бумаге. Второй — «Стихи» — там же в 1927 году издал на собственный счет и себе в убыток бескорыстный любитель и пропагандист советской художественной литературы Василий Михайлович Семе нов. Лирика в духе Фета и Тютчева в двад цатых годах была не в почете, а Пиотров ский поклонялся этим представителям «ажурной» и философской поэзии... В среде друзей Александр Степанович всегда шутил, шаржируя известных барна ульских общественных деятелей: литерато ров, врачей, адвокатов. При этом он не подражаемо верно передавал интонации го лоса, мимику и жесты пародируемых лиц. Так, весьма популярного в Барнауле врача Велижанина он точно рисовал нескольки ми фразами: — А вэс тим-пи-ра-ту-рит? Дышите... Еще дышите. Тэ-э-экс!.. Сурового и вельможного редактора га зеты «Красный Алтай» П. Ф. Запорожского в момент «разноса» им провинившегося со трудника Саша изображал характерным бурным криком: — Вы мне карьеру портите!! Богадель ня тут у меня, а не редакция!! Барнаульский военный трибунал судил взяточников. Процесс был сенсационный. В зале заседаний суда негде было упасть яблоку. В качестве общественного обвинителя выступал зав. Губоно М. Е. Стрекалов,— огромный, разжиревший детина пудов на девять весом! Краснорожий. Глаза лезли из орбит... Во время своей речи он, войдя в раж, взревел: — И когда мы голодали и пухли, эти социальные паразиты жирели и гребли деньгу!.. В зале загремел смех. Пиотровский был очевидцем этой карти ны. И после он много раз потешал друзей, имитируя выступление Стрекалова... Будучи человеком «тише воды, ниже тра вы», Александр Степанович однако дерзал восставать горой за несправедливо обижен ных товарищей. Тяжелого инвалида, но талантливого артиста, драматурга и фель етониста С. Ляликова недолюбливал редак тор «Красного Алтая». Стоял вопрос об увольнении даровитого, несчастного чело века, обремененного большой семьей. И Пиотровский решительно предложил ре дактору: — Увольте меня. Оставьте товарища Ляликова: у него же семья. Куда он пой дет, если вы уволите его?! И карающая десница редактора опу стилась... В двадцатых годах в Барнауле литера торы охотно и часто встречались со своим читателем. Литературные вечера и диспуты устраивались в больших залах, заполнен ных рабочими и служащими. Александр Степанович бывал неизменным участником этих вечеров. Но его стихи не производили на слушателей сильного впечатления, пото му что автор читал их еле слышно. Они были рассчитаны на чтение в интимном кру гу.-Их задушевный лиризм совершенно про падал при громкой декламации в большом зале. А. С. Пиотровский на военной службе носил какой-то офицерский чин. И как же он тяготился этой обузой! Он возмущался и жаловался: — Какая каверза судьбы! Я не могу и мухи обидеть, а должен изучать науку унич тожения людей ради веры и царя! Я всег да с ужасом думал о том, что во время войны мне пришлось бы убивать такого же человека, как я. Ни в чем не повин ного! Надо думать, что это было отражением тех антивоенных настроений, которые тог да господствовали у интеллигенции его типа. По складу своей натуры Пиотровский был романтик и философ. В литературном кружке он нередко заговаривал о таких литературно-художественных произведени
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2