Сибирские огни № 08 - 1969
ни лихому человеку, ии мусорщикам, кото рых останавливает, надо полагать, священ ный принцип частной собственности. Впро чем, в Стокгольме трудно отличить брошен ный транспорт от эксплуатируемого. На открытых стоянках, у особняков, шеренгами вдоль тихих окраинных уло чек стоят заросшие мохнатой пылью автомобили. Но точно такие же, слегка об дутые ветерком, мчатся по дорогам. Маши ны здесь не холят. Удивительно: шведы ча сто ради экономии ставят на автомобили дизель (солярка обходится дешевле)', но почему-то легко отдают их на съедение ржавчине и грязи. ...Вот шагает по тротуару странная па рочка. Влюбленные, наверное,— идут обняв шись. Только невозможно понять— кто из них кто. Мы стоим перед светофором, па рочка удаляется: две одинаково щуплых спины, одинаковые — до плеч — волосы, куртки, брюки, тяжелые бахилы на том и другом (на том и другой?)... Нам дают зе леный. Нагоняем их. Поравнялись. Обогна ли. Я оглядываюсь — два юных прыщева тых личика, двое очков, две увесистые трубки оттягивают челюсти. Все равно не понятно. ...На набережной бабушки с внучатами кормят диких уток. Вода у берегов скована прозрачным ледком, утки ходят поверх не го, осторожно переставляя лапки, скользят и опираются на оттопыренное крыло, прямо как падающий человек на выставленную ру ку. Помню фразу, вычитанную у Ильи Эренбурга: «В Стокгольме голубей заменя ют чайки». Так было в послевоенные годы, а вот теперь — следующий этап птичьей миграции: чаек почти заменили утки и лебе ди. Уток особенно много, и они прямо руч ные. Удивленные иностранцы топают на них ногами, кричат что-то вроде нашего «кыш», пытаясь испугать. Утки бочком ото двигаются на два шага и удивленно косят глазом на этих не по-людски ведущих себя двуногих. Они привыкли к другому отно шению. ...На одной из небольших площадей в Сити, на поставленных рядами скамейках, молча и недвижимо, как в парикмахерской, сидят люди. Лица их приподняты и повер нуты на одинаковое количество градусов — похоже, что должен состояться сеанс одно временного бритья на семидесяти креслах, а маэстро, велев клиентам не шевелиться, убежал взбивать пену на всю компанию. На самом деле люди собрались не брить ся — они принимают солнечные ванны, за горают. Часа через два, когда мы поедем обратно, те же, а может, другие господа бу дут терпеливо сидеть на прежнем месте, только довернув головы еще на несколько градусов — вслед за переместившимся солнцем. ...Мы обнаружили вскоре, что есть не сколько примитивных уловок, помогающих защищаться от сумбура и перенасыщенно сти коллективных экскурсий. В городской Ратуше, например, можно отойти в сторонку и полюбоваться тончайшей работы гобеле ном. Только одним из четырех, висящих по стенам. При этом, конечно, прослушаешь ис торию остальных' трех, а именно: в какой стране они изготовлены и когда, кем из бога тейших шведов принесены в дар городу и возможно ли еще где-нибудь встретить по добные. Но зато уж одним насладишься до сыта. Затем надо проскользнуть раньше дру гих в зал, где заседают городские уполно моченные, и успеть до того, как налетит вся остальная братия и начнет жужжать кинокамерами, как следует рассмотреть Свя того Эрика, еще не зная наверняка — он ли это. Опять гнилой индивидуализм помеша ет тебе услышать легенду о Покровителе Стокгольма, но зато ты запомнишь трещину в деревянной голове святого. А потом, до жидаясь остальных во дворе Ратуши и по глядывая на аля средневековые стены ее, успеешь поговорить с товарищем об этом чудаке-архитекторе, об этом 'упрямце, кото рый, будучи современником Корбюзье, су мел остаться прежде всего консервативным шведом, влюбленным в старину своей стра ны и ее традиции. И в Миллесгордене — доме-музее вели кого шведа, скульптора Карла Миллеса я повторил тот же маневр: умышленно приот стал от экскурсии и бродил по знаменитому саду фонтанов, населенному людьми, бога ми, животными, пьяницами, ангелами, ги гантами, влюбленными. Все это бежало ку да-то, летело, рвалось, смеялось — продол жало жить весело и жадно. Бродил я, разумеется, предельно неосве домленный, не зная, какие там художест венные течения преодолел скульптор, како му богу молился и как окрестили теперь его манеру специалисты. Чтобы не пропу стить столь полезные сведения, надо было торопиться за гидом, вытягивая шею, ловить ее объяснения, но, может, тогда я не по нял бы,' каким одержимым жизнелюбом был этот мастер. Впрочем, так же интересно слушать. Слу шать не столько лекции, справки и коммен тарии, сколько человека, воспитанного ина че, чем мы, представляющего другой мир и другой уклад. Но о полезности такого рода занятий я расскажу чуть позже. А сейчас мне хочется, пока не- вылиняли еще в па мяти виды Стокгольма, попытаться подве сти итог нашей экскурсии и нарисовать хо тя бы приблизительный силуэт этого свое образного города. «Каждому проезжающему бросается в глаза резкий констраст между старыми районами города,-застроенными в средневе ковом стиле, и современными кварталами шведской буржуазии»,— написано в про грамме нашего путешествия. И дальше: «Каждая эпоха оставила свой отпечаток на архитектуре развивающегося города». Это так и не так. Мы кружили по Стокгольму, по островам и островкам его, старым и новым кварталам, видели все эти «отпечатки» — замшелые камни средневе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2